Оператор write 6 3 означает что выводимая величина
Перейти к содержимому

Оператор write 6 3 означает что выводимая величина

  • автор:

Организация ввода и вывода данных

В предыдущем параграфе мы познакомились со структурой программы на языке Паскаль, научились описывать данные, рассмотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих преобразований нам виден не будет.

Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода write:

Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на экран. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе переменные и константы.

Произвольный набор символов, заключённый в апострофы, считается строковой константой. Строковая константа может содержать любые символы, набираемые на клавиатуре.

Пример. Оператор write (‘ s=’, s) выполняется так:

1) на экран выводятся символы, заключённые в апострофы: s=

2) на экран выводится значение переменной, хранящееся в ячейке оперативной памяти с именем s.

Если значение переменной s равно 15 и она имеет целочисленный тип, то на экране появится: s=15

Если значение переменной s равно 15, но она имеет вещественный тип, то на экране появится: s=1.5Е+01

При выполнении оператора вывода все элементы списка вывода печатаются непосредственно друг за другом. Так, в результате работы оператора write (1, 20, 300) на экран будет выведена последовательность цифр 120300, которая будет восприниматься нами как число 120300, а не как три отдельные числовые константы. Сделать выводимые данные более доступными для восприятия можно разными способами:

Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина. Если цифр в числе меньше, чем зарезервированных под него позиций на экране, то свободные позиции дополняются пробелами слева от числа. Если указанное в формате вывода после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автоматически будет увеличено до минимально необходимого.

Для вывода вещественного числа в списке вывода для каждого выражения указываются два параметра: 1) общее количество позиций, отводимых под число; 2)количество позиций в дробной части числа:

При выполнении нового оператора write вывод продолжается в той же строке. Чтобы осуществить переход к новой строке, используется оператор writeln. Других различий между операторами write и writeln нет.

3.2.2. Первая программа на языке Паскаль

Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.

Исходным данным в этой задаче является радиус: r = 5,4 см. Результатом работы программы должны быть величины с — длина окружности и s — площадь круга, с, s и r — величины вещественного типа.

Исходные данные и результаты связаны соотношениями, известными из курса математики: с = 2πr, s = πr 2 . Программа, реализующая вычисления по этим формулам, будет иметь вид:

Эта программа верна и решает поставленную задачу. Запустив её на выполнение, вы получите следующий результат:

И всё-таки составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).

Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения непосредственно в текст программы, а именно изменять оператор присваивания. Внесение изменений в существующую программу, по меньшей мере, не всегда удобно (например, когда программа большая и операторов присваивания много). Ниже вы познакомитесь с оператором, позволяющим вводить исходные данные в процессе работы программы, не прибегая к изменению текста программы.

3.2.3. Ввод данных с клавиатуры

Для ввода в оперативную память значений переменных используется оператор ввода read:

При выполнении оператора read компьютер переходит в режим ожидания данных: пользователь должен ввести данные с клавиатуры и нажать клавишу Enter 1 .

1 Нажатием клавиши Enter может сопровождаться ввод каждого значения.

Несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую. При вводе символьных переменных пробел и запятая воспринимаются как символы, поэтому ставить их нельзя.

Первое введённое пользователем значение переменной помещается в ячейку памяти, имя которой расположено первым в списке ввода, и т. д. Поэтому типы вводимых значений (входного потока) должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.

Пример. ПУСТЬ .

var i, j: integer; x: real; a: char;

Присвоим переменным i, j, x, а значения 1, 0, 2,5 и ‘A’. Для этого воспользуемся оператором

read (i, j, х, а)

и организуем входной поток одним из следующих способов:

Здесь мы не только использовали различные разделители (пробел, запятая), но и представляли входной поток в виде одной, двух и четырёх строк.

Для ввода данных с клавиатуры можно также использовать оператор readln. Отличие состоит в том, что после выполнения readln осуществляется автоматический переход на новую строку входного потока, даже если в текущей строке остались невведённые символы. Таким образом, readln позволяет считать лишь начальную часть введённой пользователем строки и, проигнорировав её окончание, перейти к следующей строке.

Усовершенствуем программу n_1, организовав в ней ввод данных с помощью оператора read. А чтобы пользователь знал, для чего предназначена программа, и понимал, какое именно действие ожидает от него компьютер, выведем соответствующие текстовые сообщения с помощью оператора writeln:

Результат работы усовершенствованной программы:

Теперь наша программа может ВЫЧИСЛИТЬ длину окружности и площадь круга для любого значения г. Иначе говоря, она решает не единичную задачу, а целый класс задач. Кроме того, в программе понятно и удобно организован ввод исходных данных и вывод получаемых результатов. Это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода read и readln.

Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln.

Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Используйте эти материалы при подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий.

2. Запишите оператор, обеспечивающий во время работы программы ввод значения переменной summa.

3. Целочисленным переменным i, j, k нужно присвоить соответственно значения 10, 20 и 30. Запишите оператор ввода, соответствующий входному потоку:

а) 20 10 30
б) 30 20 10
в) 10 30 20

4. Опишите переменные, необходимые для вычисления площади треугольника по его трём сторонам, и запишите оператор, обеспечивающий ввод необходимых исходных данных.

5. Что является результатом выполнения оператора?

а) write (а)
б) write (‘а’)
в)write (‘а=’, а)

6. Какой тип имеет переменная f, если после выполнения оператора write (f) на экран было выведено следующее число?

7. Каким образом можно вывести на экран вещественное число?

8. Запишите операторы ввода двух чисел и вывода их в обратном порядке.

9. Дан фрагмент программы:

read (a); read (b); c:=a+b; write (a, b); write (с)

Упростите его, сократив число операторов ввода и вывода.

10. Дан фрагмент программы:

а:=10; b:=a+1: a:=b-a; write (а, b)

Какие числа будут выведены на экран компьютера?

11. Напишите программу, которая вычисляет площадь и периметр прямоугольника по длинам двух его сторон.

Электронное приложение к уроку

liniya

Презентации, плакаты, текстовые файлы Вернуться к материалам урока Ресурсы ЭОР

liniya

Презентация «Организация ввода и вывода данных» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

  • демонстрация к лекции на тему «Команды ввода и вывода» (126788);
    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d1a6e9b7-5eda-4be9-bff2-3197b9f145e7/?inter

Свободное программное обеспечение:

  • PascalABC
    http://pascalabc.net/

Cкачать материалы урока

Оператор write 6 3 означает что выводимая величина

Операторы вывода являются важнейшей частью языка программмирования, ведь только благодаря им, мы можем увидеть на экране компьютера результат работы нашей программы. В языке Pascal существует два оператора вывода: write и writeln . Правило их использования одно и то же: после слова write или writeln в скобках через запятую перечисляются параметры, которые мы хотим вывести (называемые списком вывода). Число этих параметров не ограничено. Разделителем между параметрами служит запятая:

writeln(параметр, параметр. параметр)

Существует три вида параметров: константы, переменные и выражения (например, арифметические выражения). Константы бывают числовые (это просто различные числа — целые и вещественные), логические и строковые. Любой текст, набранный с клавиатуры и заключённый в апострофы (одиночные кавычки), называется строковой константой. Если в текст нам нужно поместить апостроф, например, в слове O’key, на этом месте нужно набить два апострофа подряд вместо одного: write(‘O»key’). Все параметры в write или writeln независимы друг от друга, поэтому в одном и том же операторе могут встречаться параметры разных типов, в произвольном порядке.

При выполнении оператора вывода все параметры будут выведены в одной строке в том же порядке, в каком они перечислены в списке параметров. Любая константа, числовая или строковая, будет выведена так, как вы её написали в вызове write или writeln (в строковой константе начальный и конечный апострофы отображаться на экране не будут, а вместо двух апострофов, расположенных в строковой константе подряд, на экране появится в этом месте один); вместо переменной на экране появится её значение, а вместо арифметического выражения — результат его вычисления.
Между write и writeln существует единственное различие: после выполнения writeln курсор переходит на новую строку, а после выполнения write курсор остаётся в той же строке, и новый вывод данных с помощью write или writeln или ввод данных при помощи операторов ввода данных будут проходить в той же строке.
При выводе параметров пробелы между ними автоматически не вставляются, например, при печати чисел 1, 2, 3 с помощью writeln(1,2,3) все они сольются в одно число — 123 . Чтобы разделить выводимые элементы, можно поместить между ними символ пробела, например, writeln(1,’ ‘,2,’ ‘,3) или отформатировать вывод, поставив после каждого элемента списка вывода двоеточие и целое число (называемое модификатором ширины поля), которое указывает, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина, например, writeln(1:3,2:3,3:3) . Отметим, что элемент дополняется начальными пробелами слева с тем, чтобы соответствовать указанной после двоеточия величине. Результаты выполнения двух последних операторов будут выглядеть так:

1_2_3
__1__2__3

Если указанное в модификаторе ширины поля число меньше, чем необходимо, то модификатор ширины поля игнорируется.

При выдаче на экран значений вещественных выражений в формате вывода полезно использовать ещё один модификатор, который записывается через двоеточие после модификатора ширины поля и называется модификатором точности. Он будет обозначать количество символов после десятичной точки, которые мы хотим вывести. Например, при выводе результата стандартной функции pi , которая с машинной точностью выдаёт значение числа $$ \pi $$, оператор write(pi:0:0,pi:6:2, pi/2:2:0) выдаст на экран:

Заметим, что при печати фиксированного количества цифр вещественного числа оно предварительно округляется по правилам математики. Если вещественное число содержит после десятичной точки меньше цифр, чем количество символов для печати, указанное в модификаторе точности, то число выводится с незначащими нулями, например, оператор write(3.14:3:4) выдаст на экран:

Модификатор точности можно применять только к параметрам вещественного типа. Использование модификатора точности с параметрами других типов является критической ошибкой (программа не будет работать). Модификатор ширины поля можно использовать с любым типом параметра вывода.

Оператор write 6 3: что означает выводимая величина

uchet-jkh.ru

Оператор write в программировании является одним из базовых операторов, использующихся для вывода данных на экран или в файл. С помощью этого оператора можно вывести на экран или в файл информацию, которая будет видна пользователю или будет использоваться для дальнейшей обработки в программе.

В выражении write 6 3 цифры являются аргументами оператора. Первое число 6 означает значение, которое будет выведено, а второе число 3 указывает, сколько символов будет выведено. Таким образом, оператор write 6 3 выведет значение 6, состоящее из трех символов.

Примером использования оператора write 6 3 может быть вывод числа 123 на экран в виде 123 или в файл, где будет записано значение 123.

В выводимом значении количество символов может быть меньше, чем указано вторым аргументом оператора. Например, если значение для вывода равно 5, а второй аргумент равен 2, то будет выведено только два символа — число 5.

Оператор write 6 3 в языке программирования и его выводы

Оператор write 6 3 — это команда, используемая в языках программирования для вывода значения переменной или константы на экран или в файл. В данном случае, оператору передается значение 6 и 3.

Первое число, 6, представляет значение, которое будет выведено, а второе число, 3, указывает на количество символов или цифр, которые должны быть выведены.

В результате выполнения оператора write 6 3 будет выведено значение 6 с точностью до трех символов или цифр. Если значение переменной или константы имеет меньшую длину, чем указанное количество символов, то будет добавлено нужное количество пробелов слева или справа, чтобы обеспечить нужную длину вывода.

Наиболее часто оператор write используется для вывода чисел, строк или других значений на экран или в файл. Например, оператор write может использоваться для вывода результатов вычислений, отображения сообщений для пользователя или создания отчетов.

Пример вывода с использованием оператора write 6 3:

Значение Вывод
10 10
12345 12345
7.89 7.89
3 3

В данном примере, оператору write 6 3 были переданы разные значения, и в каждом случае значение было выведено с точностью до трех символов. Если значение имело меньшую длину, в выводе были добавлены пробелы, чтобы обеспечить нужную длину вывода.

Определение оператора write 6 3

Оператор write 6 3 является частью командного интерфейса и используется для вывода данных. Он имеет следующий синтаксис:

Оператор Параметры
write 6 3

В данном случае, число 6 является значением, которое необходимо вывести, а число 3 — количество символов, которое будет выведено.

Оператор write 6 3 будет выводить первые три символа числа 6, то есть «6». Если число 6 состоит из менее, чем трех символов, то будут выведены все доступные символы.

Этот оператор полезен, когда необходимо ограничить вывод большого количества символов и оставить только необходимую информацию.

Функция оператора write 6 3

Оператор write в языке программирования выполняет вывод информации на экран или в файл. Если использовать оператор write 6 3, то он будет выводить число 6 в формате с плавающей точкой с 3-мя знаками после запятой.

Вывод оператора write 6 3

Оператор write 6 3 выводит величину числа 6, записанную с тремя знаками после запятой.

Работа оператора write в языках программирования включает в себя вывод информации на экран или в файл. В данном случае, оператор write 6 3 предназначен для вывода числа 6 с тремя знаками после запятой. Это означает, что число будет отображаться с точностью до трех десятичных знаков.

Например, если переменная x равна 6.1234567, то с использованием оператора write 6 3 будет выведено значение 6.123.

Оператор write очень полезен для отладки программ и для вывода результатов вычислений. Он позволяет контролировать формат вывода чисел и текстовых данных. В данном случае, оператор write 6 3 определяет требуемую точность выводимого числа.

Обратите внимание, что оператор write может быть использован различными способами в зависимости от языка программирования, поэтому синтаксис может отличаться в разных средах разработки.

Пример использования оператора write 6 3

Оператор write 6 3 используется для вывода числа 6 с точностью до 3 знаков после запятой.

Например, если выполнить следующий код:

То на экране будет выведено число 6.000.

Это означает, что число 6 будет выведено с точностью до 3 знаков после запятой, даже если у числа нет дробной части.

Если число имеет дробную часть, то она будет выведена с указанной точностью. Например, если выполнить код:

То на экране будет выведено число 6.123.

Таким образом, оператор write 6 3 выводит число 6 с точностью до 3 знаков после запятой.

Ограничения оператора write 6 3

Оператор write 6 3 представляет собой инструкцию записи данных на вывод. Этот оператор имеет некоторые ограничения, которые важно учитывать при его использовании:

  • Оператор write 6 3 применяется только для вывода числовых значений.
  • Первый аргумент оператора write 6 3 указывает на конкретное место на выводе, где будет производиться запись.
  • Второй аргумент оператора write 6 3 определяет длину записываемого значения.
  • Значение, которое будет записываться, должно быть числового типа и иметь указанную длину.
  • Если длина значения меньше указанной вторым аргументом, то значение будет дополнено нулями или пробелами до указанной длины.
  • Если длина значения больше указанной вторым аргументом, то значение будет обрезано до указанной длины.

Величина, которую оператор write 6 3 выводит, зависит от переданного значения и его длины. В случае успешной записи значения на вывод, оператор возвращает 0. Если возникли какие-либо ошибки при записи, оператор может вернуть ненулевое значение.

Вопрос-ответ

Что означает оператор write 6 3?

Оператор write 6 3 означает запись величины 6 с точностью до 3 знаков после запятой.

Какую величину выводит оператор write 6 3?

Оператор write 6 3 выводит величину числа 6 с округлением до 3 знаков после запятой.

Для чего используется оператор write 6 3?

Оператор write 6 3 используется для записи и вывода числа 6 с точностью до 3 знаков после запятой.

Как правильно использовать оператор write 6 3?

Оператор write 6 3 следует использовать в языках программирования для форматированного вывода чисел с определенной точностью после запятой. Например, write 6 3 выведет число 6.000.

Как изменить точность вывода оператора write 6 3?

Для изменения точности вывода оператора write 6 3 нужно изменить значение 3 на нужное количество знаков после запятой. Например, write 6 2 выведет число 6.00, а write 6 4 выведет число 6.0000.

Можно ли использовать оператор write 6 3 для вывода других чисел?

Да, оператор write 6 3 можно использовать для вывода любых чисел с нужной точностью. Например, оператор write 3.14 2 выведет число 3.14 с округлением до 2 знаков после запятой.

Урок 27

Языки программирования — это формальные языки, предназна­ченные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами .
Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.
Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов реше­ния самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, по­строения графических изображений, поиска информации и т.д.).
Он поддерживает процедурный стиль программирования , в соответ­ствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия 1 .

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программиро­ вания, профессор компьютерных наук. Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

Рекомендуем вам зайти на сайт pascalabc.net. Здесь вы найдёте много полезной информации для начинающих программистов, сможете скачать систему программирования PascalABC.NET.

3.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

  • латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
  • латинские строчные буквы (а, Ь, с, . х, у, z);
  • арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
  • специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

:= (знак операции присваивания);
>= и (* и *) (начало и конец комментария).

В языке существует также некоторое количество различных це­почек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами . В таблице 3.1 приведены основные служеб­ные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.

С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10-11 классах.

Служебные слова языка Паскаль

Для обозначения констант, переменных, программ и других объ­ектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчёркивания, начина­ющиеся с буквы или символа подчёркивания.
Прописные и строчные буквы в именах не различаются.
Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

3.1.2. Типы данных , используемые в языке Паскаль

В языке Паскаль используются различные типы данных . Мы бу­дем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных (табл. 3.2)

Некоторые типы данных в языке Паскаль

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

3.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:
1) заголовок программы;
2) блок описания используемых данных;
3) блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов. В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы. Имена переменных од­ного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы :

begin

end.

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в про­граммах записываются действия, выполняемые над данными в про­цессе решения задачи.
Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.
Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

3.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором при сваивания , аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 3.2 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении опе­ратора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b за­носится значение 5. При выполнении оператора s:=а+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный резуль­тат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

Организация ввода и вывода данных

Ключевые слова:

• оператор вывода write
• формат вывода
• оператор ввода read

3.2.1. Вывод данных

В предыдущем параграфе мы познакомились со структурой программы на языке Паскаль, научились описывать данные, рас­смотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих пре­образований нам виден не будет.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода write:

Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на экран. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе пере­менные и константы.

Произвольный набор символов, заключённый в апострофы, счи­тается строковой константой. Строковая константа может содер­жать любые символы, набираемые на клавиатуре.

Пример. Оператор write (‘ s=’, s) выполняется так:

1) на экран выводятся символы, заключённые в апострофы: s=
2) на экран выводится значение переменной, хранящееся в ячей­ке оперативной памяти с именем s.

Если значение переменной s равно 15 и она имеет целочисленный тип, то на экране появится: s=15.
Если значение переменной s равно 15, но она имеет веществен­ный тип, то на экране появится: s=1 . 5E+01
При выполнении оператора вывода все элементы списка вывода печатаются непосредственно друг за другом. Так, в результате рабо­ты оператора write (1, 20, 300) на экран будет выведена после­довательность цифр 120300, которая будет восприниматься нами как число 120300, а не как три отдельные числовые константы. Сде­лать выводимые данные более доступными для восприятия можно разными способами:

Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое чис­ло, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина. Если цифр в числе меньше, чем зарезервиро­ванных под него позиций на экране, то свободные позиции допол­няются пробелами слева от числа. Если указанное в формате выво­да после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автома­тически будет увеличено до минимально необходимого.
Для вывода вещественного числа в списке вывода для каждого выражения указываются два параметра:

1) общее количество пози­ций, отводимых под число;
2) количество позиций в дробной части числа:

При выполнении нового оператора write вывод продолжается в той же строке. Чтобы осуществить переход к новой строке, ис пользуется оператор writeln. Других различий между операторами write и writeln нет.

3.2.2. Первая программа на языке Паскаль

Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.
Исходным данным в этой задаче является радиус: r=5,4 см. Ре­зультатом работы программы должны быть величины с — длина окружности и s — площадь круга. с, s и r — величины вещественно­го типа.

Исходные данные и результаты связаны соотношениями, извест­ными из курса математики: с=2 π r, s= π . Программа, реализую­щая вычисления по этим формулам, будет иметь вид:

program n_l;

const pi=3.14;
var r, с, s: real;

begin

end.

Эта программа верна и решает поставленную задачу. Запустив её на выполнение, вы получите следующий результат:

И всё-таки составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).
Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения не­посредственно в текст программы, а именно изменять оператор при­сваивания. Внесение изменений в существующую программу, по меньшей мере, не всегда удобно (например, когда программа боль­шая и операторов присваивания много). Ниже вы познакомитесь с оператором, позволяющим вводить исходные данные в процессе работы программы, не прибегая к изменению текста программы.

3.2.3. Ввод данных с клавиатуры

Для ввода в оперативную память значений переменных используется оператор ввода read:

При выполнении оператора read компьютер переходит в режим ожидания данных: пользователь должен ввести данные с клавиатуры и нажать клавишу Enter¹. Несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую. При вводе символьных переменных пробел и запятая воспринимаются как символы, поэтому ставить их нельзя.

Первое введённое пользователем значение переменной помещается в ячейку памяти, имя которой расположено первым в списке ввода, и т. д. Поэтому типы вводимых значений (входного потока) должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.

Пример. Пусть .

var i, j: integer; x: real; a: char;

Присвоим переменным i, j, x, а значения 1, 0, 2,5 и ‘А’. Для этого воспользуемся оператором

и организуем входной поток одним из следующих способов:

Здесь мы не только использовали различные разделители (пробел, запятая), но и представляли входной поток в виде одной, двух и четырёх строк.
Для ввода данных с клавиатуры можно также использовать оператор readln. Отличие состоит в том, что после выполнения readln осуществляется автоматический переход на новую строку входного потока, даже если в текущей строке остались невведённые символы. Таким образом, readln позволяет считать лишь начальную часть введённой пользователем строки и, проигнорировав её окончание, перейти к следующей строке.

Усовершенствуем программу n_1, организовав в вей ввод данных с помощью оператора read. А чтобы пользователь знал, для чего предназначена программа, и понимал, какое именно действие ожидает от него компьютер, выведем соответствующие текстовые сооб­щения с помощью оператора writeln:

program n_2;

const pi=3.14;
var r, с, s: real;

begin

writeln (‘Вычисление длины окружности и площади круга ‘ );
write (‘Введите r>>’);
readln (r);
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln (‘c=’, c:6:4);
writeln (‘s=’, s:6:4)

end.

Результат работы усовершенствованной программы:

Теперь наша программа может вычислить длину окружности и площадь круга для любого значения г. Иначе говоря, она решает не единичную задачу, а целый класс задач. Кроме того, в программе понятно и удобно организован ввод исходных данных и вывод полу­чаемых результатов. Это обеспечивает дружественность пользова­тельского интерфейса.

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

6. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

9. Как записывается раздел описания переменных?

10. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Используйте эти материалы при подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий.

11. Опишите переменные, необходимые для вычисления площади треугольника по его трём сторонам, и запишите оператор, обеспечивающий ввод необходимых исходных данных.

12. Что является результатом выполнения оператора?

a) write (a)
б)write (‘a’)
в)write (‘a =’ , а)

13. Какой тип имеет переменная f, если после выполнения оператора write (f) на экран было выведено следующее число?

14. Каким образом можно вывести на экран вещественное число?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *