Как начать заниматься наукой в 40 лет
Перейти к содержимому

Как начать заниматься наукой в 40 лет

  • автор:

Начало научной карьеры (часть 1)

Замечаю, что темы, связанные с образованием и наукой на Хабре достаточно популярны. Я тоже решил внести свой небольшой вклад в развитие этого направления. На сей раз речь пойдёт о том, как в принципе выглядит университетская карьера, какие в ней имеются особенности, сложности и подводные камни.

Разумеется, я могу рассуждать лишь о своём опыте. Он вкратце таков: законченная аспирантура в России (прикладная математика), законченная аспирантура в Европе (computer science). Основное поле деятельности — computer science. Если ничего не сломается, со следующего семестра займу позицию assistant professor’а, пока не знаю где (есть предложения, но я ещё точно не уверен, куда поеду).

Где начинать?

Итак, приступим. Основная тема сегодняшней заметки, к сожалению, грустная: научную карьеру придётся начинать за рубежом. Наверно, лучше всего в Европе или в Штатах. Почему не у нас? Об этом ниже.

Разумеется, у нас есть гениальные учёные и успешные профессора, чьей карьере в науке можно только позавидовать. Проводятся мероприятия, ведутся исследования. Но для начинающего специалиста ничего привлекательного вам, увы, не предложат.

Штука в том, что научная деятельность наукой не ограничивается. Люди идут в университеты чтобы «have fun» 🙂 Везде в мире в промышленности зарплаты повыше и работа более стабильная, определённая. В университетах же создаётся своя, тонкая, интересная атмосфера, возможность ездить по миру, общаться с людьми, заниматься в спокойной обстановке любимым делом.

У нас же эта «научная жизнь» отсутствует напрочь (по крайней мере, в области computer science). Мы, к сожалению, варимся в собственном соку, и ничего хорошего в этом нет и быть не может. Такое впечатление, что весь остальной мир находится где-то далеко, и мы к нему имеем весьма опосредованное отношение.

Чтобы не быть голословным, несколько примеров.

1) Взглянём на место проведения популярной конференции String Processing and Information Retrieval (SPIRE):
2003 — Canada, 2004 — Italy, 2005 — Argentina, 2006 — UK, 2007 — Chile, 2008 — Australia.
Россию не ищите; вряд ли есть хоть одна серьёзная «перемещающаяся» конференция, хотя бы иногда проводящаяся в России.

2) На Западе весьма приветствуются обмены опытом, поездки студентов на год-два в другой университет, «visiting lecturers». У нас каждый университет — это здание за каменной оградой. Студент не может прослушать курс даже на соседнем факультете, а потом «засчитать» его вместо какого-либо курса на своём факультете. В дальнейшем эта замкнутость сохраняется. Люди варятся в собственном соку, и реальные контакты с внешним миром (не считая конференций) минимальны.

3) Одно интересное сотрудничество у меня не состоялось, поскольку предполагаемый соавтор хотел публиковать статьи ТОЛЬКО на русском языке и ТОЛЬКО в российских журналах. Причина — пресловутый список ВАК «рекомендованных» журналов. То есть бюрократическая контора сверху указывает, где публиковать «правильно», а где «неправильно». Вопрос хорошести журнала не стоит, в самом списке ВАК явно куча изданий внесена по политическим причинам (например, там есть «вестники» СЛИШКОМ многих наших университетов второго эшелона).

4) Бюрократия у нас просто ужасающая. Взгляните, например, на список документов, требующихся для защиты кандидатской диссертации. И подумайте, что за каждым элементом списка стоит нетривиальный процесс его получения. Кстати, за бугром почти всю бумажную работу делают секретари, это их обязанность. У нас же вы ещё спасибо скажете, если просто не нахамят.

5) После аспирантуры бюрократия не кончится. Любой грант, любая поездка на конференцию (при далеко не всегда работающем условии наличия денег) оборачивается безумной бумажной волокитой. Далеко не каждый такое выдержит. «У них» любой профессор имеет некое заранее оговоренное количество годовых денег на поездки и прочие расходы, связанные с исследованиями. Т.е. деньги есть СРАЗУ, нужно лишь их потратить и отчитаться.

6) При этом, конечно, и зарплаты у нас, мягко говоря, неконкурентны. Ну да низкую зарплату, наверно, можно пережить, если есть какие другие бонусы, а у нас «бонусы» начинаются с вахтёра на проходной…

Разумеется, можно сказать, что смысл науки не в высокой зарплате и не в развлечениях в виде поездок по заграницам и обменов опытом, а в продвижении высоких идей. Но, честно говоря, я не готов жертвовать прелестями жизни ради даже высокой цели. Тех, кто готов — искренне уважаю. Хотя и считаю, что такая богатая страна, как Россия, может себе позволить платить учёным достаточно, а не рассчитывать на их приверженность идеалам (особенно когда обилие денег в иных городах очевидно). Не стоит также думать, что «у нас» все как раз делом заняты, а «у них» развлекаются. За границей тоже есть свои критерии приёмки качества, и обычно они повыше наших.

Наверно, к этому моменту времени складывается впечатление, что я только и делаю, что кидаю камни в огород нашего государства. Так вот, это не совсем так. Есть, скажем, совершенно замечательная во всех отношениях страна Финляндия. Но там не делают своих автомобилей. Таким образом, если вам хочется делать машины, Финляндия будет просто неверным выбором. Так и наша страна, быть может, хороша и даже очень, но в силу тех или иных причин наука у нас практически стоит. Вероятно, правительство не считает это направление приоритетным (их право, в конце концов). В России можно заниматься чем-нибудь другим.

Что ж, на сегодня достаточно. В следующий раз я расскажу о гораздо более интересных и приятных вещах — как «влиться» в общемировой научный процесс и чем там можно заниматься 🙂 Смысл же этого поста — объяснить, что дальше речь пойдёт именно о «мировой» научной деятельности и сразу, к сожалению, отсечь её от «нашей», внутренней.

Молодым о специфике научной деятельности

Кампус КПІ. КПІСтіна, ФМФ

Посвятив науке более 40 лет своей жизни, хочу поделиться с теми, кто начинает или только думает начать заниматься наукой, некоторыми соображениями о специфике работы в науке, которая во многом очень непохожа с другими сферами деятельности человека.

Человек является существом биологическим, и делами косвенно управляют три основных инстинкта: голод, самосохранение (страх) и продолжение рода (половой инстинкт). Но есть еще и четвертый очень сильный инстинкт — любознательности. Он присущ всем детям. В зрелом же возрасте этот инстинкт отмирает у большинства людей. Однако в очень немногих он остается на всю жизнь. Именно некоторые из таких людей и становятся учеными.

Повторяю, таких людей немного, скорее очень мало. Но в сфере науки работают миллионы людей — скажете вы. Здесь нет противоречия — на мой взгляд, далеко не все научные работники могут считаться учеными. Миллионы научных работников приходят утром на службу, включают приборы или компьютеры, за несколько минут до окончания рабочего дня их выключают, идут домой и занимаются каждый своими делами, которые никакого отношения к их работе не имеют. Их данные измерений (рентгенограммы, спектрограммы и т.д.) или компьютерной обработки включаются в научные статьи, сами они входят в состав авторов. Часто эти работники защищают и диссертации. Но лично я этот тип людей, работающих в науке, не считаю учеными. Они, конечно, тоже нужны, если они добросовестно и качественно выполняют свою работу, и в коллектив авторов научной публикации они входят вполне заслуженно (хотя бывают и исключения). Но они не являются учеными и, на мой взгляд, должны называться просто научными работниками. Ученые же — это те, которые своими исследованиями увлечены, и думают о них не только во время рабочего дня.

Итак, качество, по которому мы различаем ученого, — это увлеченность проблемой. Именно увлеченность и является следствием инстинкта любознательности, что не отмер в ранней молодости. Но это не единственное качество, которое должно быть в ученого.

Во времена, когда я работал в НИИ НАН Украины, ко мне на рецензию иногда попадали проекты, целью которых было обеспечить мир невиданными, практически неисчерпаемыми источниками энергии, и одновременно решить все проблемы экологии. Такие проекты поступали к нашему НИИ из высоких учреждений, куда их подавали авторы.

Все такие проекты, которые мне приходилось читать, с точки зрения науки были абсолютно безграмотными. Люди, которые их писали, имели довольно слабое представление и о химии, и о законах термодинамики. Но в увлеченности идеей им было не отказать! Они неоднократно подавали свои проекты до солидных научных институтов, там им отказывали, они снова повторяли попытки. Вот такой тип увлеченных людей — это не ученые, а настоящие «маньяки». С учеными их роднит сильный инстинкт любознательности, а отличает отсутствие необходимых базовых знаний. Если вы принадлежите к типу увлеченных людей и хотите стать ученым, прежде всего следует приобрести базовые знания.

К примеру, чтобы стать ученым в области «чистой» или прикладной химии, прежде всего необходимо знание тех химических курсов, которые изучают студенты: неорганическая, органическая, физическая, аналитическая химия. Причем, если вы будете специализироваться в неорганической химии, то это вовсе не означает, что органическая химия вам не нужна. Совершенно необходимо за годы учебы получить общую химическую подготовку. А дальше вы уже будете углублять свои знания в более узкой области, к которой относится ваша тематика. Итак, основательная общая химическая подготовка — первая составляющая вашей базы.

Среди химиков распространено мнение, что математика им ненужна. Мнение абсолютно ошибочное! Без надлежащей математической подготовки вы не сможете разобраться в фундаментальных теориях, на которых базируется современная химия. Например, строение кристаллов и методы их изучения можно понять только при наличии знаний по теории векторов, групп и прочего. Спектральные исследования строения вещества, без которых сейчас не обходится почти ни одно серьезное исследование во всех областях химии, требуют знаний по теории дифференциальных уравнений, в том числе в частных производных. Поэтому желательно позаботиться и о хорошей общей математической подготовке. Но ошибкой было бы это делать классическим путем, так, как изучают математику те, для кого это будет профессией. Химикам или физикам не обязательно знать теоремы существования и их доказательства. Важно уметь воспользоваться последствиями этих теорем в виде некоего алгоритма решения необходимых проблем. К сожалению, такие курсы математики встречаются редко. Я знаю только одну книгу, которую рекомендую для самообразования: Зельдович Я.Б., Мышкис А.Д. Элементы прикладной математики. М .: Наука, 1972. Она, кстати, есть в свободном доступе в Интернете.

Наука в современном понимании имеет дело с явлениями и процессами, что воспроизводятся. Например, если вы разработали какой-то метод синтеза и его описали, то за этим описанием любой при наличии соответствующей подготовки и материальной базы, сможет это повторить. Если вы изучили кинетику какой-то реакции, то ваш результат будет справедливым, сколько бы раз эта реакция не проводилась, а не так, чтобы в пятницу одни закономерности, а в следующий понедельник другие. Вот именно такие явления, объекты, процессы и изучаются современной наукой.

Но есть еще феномены (а может, фантомы), которые явно к этому типу не относятся, хотя и интересуют очень многих умных и любознательных людей. Я имею в виду так называемые «паранормальные явления» — НЛО, полтергейст, телекинез и тому подобное. Если вы собираетесь стать учеными, такими вещами заниматься не следует! Есть они на самом деле, или их нет — так вопрос не должен ставиться вообще. Вы должны себе сказать: это меня не касается, и я даже об этом не хочу и думать. Увлечение такими вещами очень опасно для человека, особенно молодого. Можно потерять не только психическое, но и физическое здоровье.

Почти то же можно сказать и о религии. Очень многие известные ученые были глубоко религиозными людьми — Исаак Ньютон, Майкл Фарадей, Макс Планк и многие другие. Если вы верите в Бога и посещаете церковь — на здоровье, это никак не мешает научной деятельности. Но лучше молитесь своему Богу, к которому генетически привязаны поколения ваших предков. Бойтесь новых сект и верований, которых сейчас очень много и к которым у вас иммунитета нету. Запросто рискуете с человека творческого превратиться в своеобразного «зомби» — тогда конец вашей научной карьере.

Итак, подытожим. Учеными становятся те люди, которые становясь взрослыми, остаются любознательными, избегая при этом увлечения паранормальными явлениями и нетрадиционными верованиями, а также приобретают солидную научную базу (технику научной работы).

А.А.Андрийко, зав. кафедры общей и неорганической химии ХТФ, д. х. н., проф.

Как начать заниматься наукой в 40 лет

К 40 годам почувствовал в себе тягу к научной деятельности.

По первому диплому: специальность — «программное обеспечение вычислительной техники и АС», квалификация — «инженер-программист».
Недавно закончил второе высшее.
С удовольствием написал диплом, с большим интересом рылся в диссертациях и монографиях, чтобы найти ответы на тему своего диплома.
Было трудно, но повторюсь, делал это с удовольствием.

В связи с этим появилось желание заняться научной работой: написать и защитить диссертацию и дальше работать в этом направлении.
Только у меня сомнения, стоит ли начинать.
Я практически ничего не знаю о том, чем занимается ученый люд.

Сомнения следующие:
1) не поздно ли так кардинально менять область деятельности?
2) какие перспективы в этой области?

Если кто близок к научному направлению, разъясните, пожалуйста, что и как.

Re: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: alpha21264
Дата: 04.08.13 18:14
Оценка:

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>К 40 годам почувствовал в себе тягу к научной деятельности.

Те, кто хочет заниматься наукой, просто ею занимаются.
Получать за это деньги — другой вопрос.

Течёт вода Кубань-реки куда велят большевики.
Re: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: batu
Дата: 04.08.13 18:22
Оценка:

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>К 40 годам почувствовал в себе тягу к научной деятельности.

Как-то я не понимаю абстрактную тягу. Если есть чего сказать, то пиши.. Или даже если не можешь не писать, то пиши..

Re: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: LaptevVV
Дата: 04.08.13 18:53
Оценка: +2

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>К 40 годам почувствовал в себе тягу к научной деятельности.
:up:
Созрел.
E>По первому диплому: специальность — «программное обеспечение вычислительной техники и АС», квалификация — «инженер-программист».
E>Недавно закончил второе высшее.
E>С удовольствием написал диплом, с большим интересом рылся в диссертациях и монографиях, чтобы найти ответы на тему своего диплома.
E>Было трудно, но повторюсь, делал это с удовольствием.
А по какой специальности?
E>В связи с этим появилось желание заняться научной работой: написать и защитить диссертацию и дальше работать в этом направлении.
E>Только у меня сомнения, стоит ли начинать.
E>Я практически ничего не знаю о том, чем занимается ученый люд.

E>Сомнения следующие:
E>1) не поздно ли так кардинально менять область деятельности?
E>2) какие перспективы в этой области?
E>Если кто близок к научному направлению, разъясните, пожалуйста, что и как.
Я как раз в 40 лет попал в вуз.
Из профессионального программиста со стажем ~20 лет переквалифицировался в препода вуза.
А поскольку в вузе без диссера просто делать нечего — пришлось написать. 🙂
Кандидатский диссер делается обычно по направлению, которую дает научный шеф.
Направление, в котором он сам разбирается, может указать пути, куда рыть и т.д.
Так и у меня получилось. Тема была связана с поисковым проектированием датчиковой аппаратуры.
Я эту задачу свел к поиску оптимальных (в разных смыслах) путей на взвешенном графе физико-технических эффектов.
Мой реферат можно найти в Ленинке. 🙂

Потом я похерил всю эту датчиковую аппаратуру и занялся тем, что интересно — как учить программированию.
И как автоматизировать этот процесс хоть в какой-то мере.
Вот сделали среду, в которой нет синтаксического анализа кода — только семантический. Среда так и называется Semantic IDE. 🙂
Теперь формализуем режимы обучения и оценивание деятельности студента.
Вот, например, можешь посмотреть: http://astu.org/content/userimages/vestnik/file/inform_2013_1/24.pdf

Параллельно с одним доктором решаем проблемы теории перколяции.
Он — теоретик, а я ему моделирующие программы делаю.
Статьи по результатам моделирования публикуем в Phisical Rewiev E.
Уже третью пишем.

Так что не боись! Если интересно — надо удовлетворить свой интерес. 🙂
Начать надо с поиска научника под интересную тебе тему.
Раз диплом защищал — дипломный руководитель, наверное, сможет быть и научным.
Кстати, в аспирантуру не обязательно поступать, можно прикрепиться соискателем.
Но это надо решать с научником — как ему удобнее.

Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз.
Re: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: Аноним
Дата: 04.08.13 18:57
Оценка:

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>1) не поздно ли так кардинально менять область деятельности?

Безусловно, поздно. Ваща песенка спета, ложитесь лучше сразу в гроб.

Re[2]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: es3000
Дата: 04.08.13 18:58
Оценка:

Здравствуйте, alpha21264, Вы писали:

A>Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>>К 40 годам почувствовал в себе тягу к научной деятельности.

A>Те, кто хочет заниматься наукой, просто ею занимаются.
A>Получать за это деньги — другой вопрос.

Естественно, кроме самой науки интересует и материальная сторона, семью кормить-то надо.

Я человек не жадный, миллионов мне не нужно.
Но интересует во-первых за что научным работникам платят деньги, и во-вторых примерный уровень.
Сейчас у меня оплата моей работы можно сказать сдельная: сделал работу — получил деньги.
Средний мой доход 50тыс.
Как оплачивается труд в научной сфере? И за что?

Re[2]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: es3000
Дата: 04.08.13 19:45
Оценка:

Здравствуйте, batu, Вы писали:

B>Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>>К 40 годам почувствовал в себе тягу к научной деятельности.

B>Как-то я не понимаю абстрактную тягу. Если есть чего сказать, то пиши.. Или даже если не можешь не писать, то пиши..

Тяга у меня не абстрактная. Меня интересует решить именно конкретную проблему.
Чтобы это решение действительно имело какую-то ценность, должен быть научный руководитель, рецензент.
И потратить на это нужно достаточно много времени.

С другой стороны — эта работа должна быть оплачена.
Вот об этой стороне научной деятельности я ничего не знаю.
Как такая работа оплачивается, по каким принципам?

То есть я готов это делать, только хочу понимать что дальше?

А «писать — пиши». Кому писать? Для кого писать? Что писать?
Когда что-то делаешь должна быть цель.

Re[3]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: alpha21264
Дата: 04.08.13 19:52
Оценка:

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>Здравствуйте, alpha21264, Вы писали:

A>>Те, кто хочет заниматься наукой, просто ею занимаются.
A>>Получать за это деньги — другой вопрос.

E>Я человек не жадный, миллионов мне не нужно.
E>Но интересует во-первых за что научным работникам платят деньги, и во-вторых примерный уровень.
E>Сейчас у меня оплата моей работы можно сказать сдельная: сделал работу — получил деньги.
E>Средний мой доход 50тыс.
E>Как оплачивается труд в научной сфере? И за что?

Я не работник академического института.
Я сейчас получаю примерно столько же.
Но при этом у меня работа (обычным программистом)
допускает очень большую свободу.
Занимаюсь лингвистикой. Вечерами.
Оказывается и в таком режиме можно кое-чего достигнуть.

Течёт вода Кубань-реки куда велят большевики.
Re[3]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: LaptevVV
Дата: 04.08.13 19:54
Оценка:

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>Тяга у меня не абстрактная. Меня интересует решить именно конкретную проблему.
E>Чтобы это решение действительно имело какую-то ценность, должен быть научный руководитель, рецензент.
E>И потратить на это нужно достаточно много времени.

E>С другой стороны — эта работа должна быть оплачена.
E>Вот об этой стороне научной деятельности я ничего не знаю.
E>Как такая работа оплачивается, по каким принципам?
Можно под вашу конкретную тему попробовать пробить грант РФФИ.
Но это должен делать ваш научник.

Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз.
Re[2]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: es3000
Дата: 04.08.13 19:59
Оценка:

Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:

E>>По первому диплому: специальность — «программное обеспечение вычислительной техники и АС», квалификация — «инженер-программист».
E>>Недавно закончил второе высшее.
E>>С удовольствием написал диплом, с большим интересом рылся в диссертациях и монографиях, чтобы найти ответы на тему своего диплома.
E>>Было трудно, но повторюсь, делал это с удовольствием.
LVV>А по какой специальности?

Вторая специальность — государственное и муниципальное управление, квалификация — менеджер.
Поступил в связи с тем, что работал начальником отдела АСУ в муниципальном предприятии.
Но дело не в специальности.
Просто я понял, что это очень интересно заниматься решением нужной задачи, глубоко ее изучить, проанализировать, разработать гипотезу, ну и т.д.

LVV>Я как раз в 40 лет попал в вуз.
LVV>Из профессионального программиста со стажем ~20 лет переквалифицировался в препода вуза.
LVV>А поскольку в вузе без диссера просто делать нечего — пришлось написать.
LVV>Кандидатский диссер делается обычно по направлению, которую дает научный шеф.
LVV>Направление, в котором он сам разбирается, может указать пути, куда рыть и т.д.
LVV>Так и у меня получилось. Тема была связана с поисковым проектированием датчиковой аппаратуры.
LVV>Я эту задачу свел к поиску оптимальных (в разных смыслах) путей на взвешенном графе физико-технических эффектов.
LVV>Мой реферат можно найти в Ленинке.

LVV>Потом я похерил всю эту датчиковую аппаратуру и занялся тем, что интересно — как учить программированию.
LVV>И как автоматизировать этот процесс хоть в какой-то мере.
LVV>Вот сделали среду, в которой нет синтаксического анализа кода — только семантический. Среда так и называется Semantic IDE.
LVV>Теперь формализуем режимы обучения и оценивание деятельности студента.
LVV>Вот, например, можешь посмотреть: http://astu.org/content/userimages/vestnik/file/inform_2013_1/24.pdf

LVV>Параллельно с одним доктором решаем проблемы теории перколяции.
LVV>Он — теоретик, а я ему моделирующие программы делаю.
LVV>Статьи по результатам моделирования публикуем в Phisical Rewiev E.
LVV>Уже третью пишем.

Завидую!
Это же очень важно заниматься тем, что нравится.

LVV>Так что не боись! Если интересно — надо удовлетворить свой интерес.
LVV>Начать надо с поиска научника под интересную тебе тему.
LVV>Раз диплом защищал — дипломный руководитель, наверное, сможет быть и научным.
LVV>Кстати, в аспирантуру не обязательно поступать, можно прикрепиться соискателем.
LVV>Но это надо решать с научником — как ему удобнее.

А как там обстоит дело с оплатой?
Все знакомые, у кого я интересовался, пугают что аспиранты хлебные корки грызут, детей кормить нечем
За что деньги мне будут платить и какие? Хотя бы примерно? За мои научные результаты?
Что является источником доходов?

Re[4]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: es3000
Дата: 04.08.13 20:00
Оценка:

A>Я не работник академического института.
A>Я сейчас получаю примерно столько же.
A>Но при этом у меня работа (обычным программистом)
A>допускает очень большую свободу.

A>Занимаюсь лингвистикой. Вечерами.
Что такое лингвистика?

A>Оказывается и в таком режиме можно кое-чего достигнуть.

Re[4]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: es3000
Дата: 04.08.13 20:04
Оценка:

Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:

LVV>Можно под вашу конкретную тему попробовать пробить грант РФФИ.
LVV>Но это должен делать ваш научник.

Ну я думаю, что даже если все получится, в первое время на гранты надеяться не стоит.
А без грантов жить можно?

Re[2]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: es3000
Дата: 04.08.13 20:07
Оценка:

Здравствуйте, Аноним, Вы писали:

А>Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>>1) не поздно ли так кардинально менять область деятельности?

А>Безусловно, поздно. Ваща песенка спета, ложитесь лучше сразу в гроб.

Чего в гроб-то?
Завтра же сразу пойду в крематорий.
Составишь компанию? Или у тебя, Аноним, все еще впереди?

Re[5]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: LaptevVV
Дата: 04.08.13 20:24
Оценка:

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:

LVV>>Можно под вашу конкретную тему попробовать пробить грант РФФИ.
LVV>>Но это должен делать ваш научник.

E>Ну я думаю, что даже если все получится, в первое время на гранты надеяться не стоит.
E>А без грантов жить можно?
Если вы привыкли к 50 штукам в месяц, то будет очень сложно.
Тем более 2 взрослых детей.

Денег в обычных региональных провинциальных вузах платят до смешного мало.
Кандидат-доцент от преподавания имеет всего 10 штук на 1 ставку. Поэтому без грантов — никак.
В национальных (например, Белгородский) и федеральных (например, Южный Российский) универах — побольше.
Но там как раз в основном на грантах и сидят — деньги на исследования таким способом выделяет государство.
Вот конкретно про белгородский мне рассказывали, что там грантов под 100 штук в месяц можно иметь.
Но повторю — грант дадут только вашему научнику, ибо он со степенью, а вы — нет.

Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз.
Re[5]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: LaptevVV
Дата: 04.08.13 20:32
Оценка:

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

A>>Я не работник академического института.
A>>Я сейчас получаю примерно столько же.
A>>Но при этом у меня работа (обычным программистом)
A>>допускает очень большую свободу.

A>>Занимаюсь лингвистикой. Вечерами.
E>Что такое лингвистика?
О, это интереснейшее направление!
Например, все автоматизированные переводчики здесь лежат. 🙂
Или например, Роберт Шенк, Обработка концептуальной информации.
Или например, Попов Э.В., Общение с ЭВМ на естественном языке.

Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз.
Re[3]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: batu
Дата: 05.08.13 04:43
Оценка:

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>Тяга у меня не абстрактная. Меня интересует решить именно конкретную проблему.
Так решай.
E>Чтобы это решение действительно имело какую-то ценность, должен быть научный руководитель, рецензент.
Кроме тебя самого больше никто не нужен. А на готовый результат сбегутся все.
E>И потратить на это нужно достаточно много времени.
Надо.
E>С другой стороны — эта работа должна быть оплачена.
Сама, сама..
E>А «писать — пиши». Кому писать? Для кого писать? Что писать?
E>Когда что-то делаешь должна быть цель.
В науке цель сама задача.. Других нет.

Re: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: peterbes
Дата: 05.08.13 05:29
Оценка:

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>К 40 годам почувствовал в себе тягу к научной деятельности.

Скорее лаборантом. Накопление знаний идет лавинообразно, возможность «догнать» любого среднего специалиста в его предметной области нулевая, можно работать на стыке, создавая свои знания, будучи хорошим специалистом в своём ремесле, но оставаясь дилетантом в узкой научной дисциплине, в которой собираетесь себя реализовать. Попытка не пытка, таких областей для применения хоть отбавляй(медицина, химия, химический анализ итд итп), и такие люди здесь имеются, Киберакс, например, Миха (CUDA, наверняка томографы какие-нибудь), поспрашивайте у них.

Re: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: jhng
Дата: 05.08.13 05:29
Оценка: 1 (1) +1

Здравствуйте, es3000, Вы писали:

E>Если кто близок к научному направлению, разъясните, пожалуйста, что и как.

Мой вам совет: устройтесь в контору, где результаты ваших исследований будут востребованы. Таких контор не много, но они есть. Возможно придется сменить город проживания, а возможно и страну Будете получать и 50 тыс. в месяц и более. На российские вузы смотреть не надо, там рыбы нет, по крайней мере для вас.

Re: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: abibok
Дата: 05.08.13 05:30
Оценка: 1 (1) +1

Преподавателем можно стать, ученым — нет.
Под ученым я понимаю человека, которые получит значимые результаты, опубликует их и станет цитируемым.
Начинать науку даже в 30 уже слишком поздно.
Ну а копаться в чужих диссертациях — это не наука, это собирательство марок.

Re[5]: Можно ли заняться наукой в 40 лет?

От: TMU_1
Дата: 05.08.13 05:40
Оценка: +4

A>>Занимаюсь лингвистикой. Вечерами.
E>Что такое лингвистика?

Поперхнулся утренним кофием.

Уроки для взрослых: чему учиться в 30, 40 и 50 лет

Уроки для взрослых: чему учиться в 30, 40 и 50 лет

Я задумал написать про обучение взрослых, про то, как новые реалии жизни изменили подход к образованию после вуза. Есть такой термин «lifelong learning», он означает подход, подразумевающий постоянное развитие (если хотите — систему). Проблематика этого следующая: в современном мире скорость изменений существенно выше, чем две сотни лет назад — во время расцвета и окончательного формирования современного облика высшего образования. Тогда считалось, что человек, единожды получивший профессию, будет в ней «жить» всю свою жизнь. Эта мысль закреплялась общественным отношением, даже позднее, еще в середине прошлого века, общество порицало людей, часто меняющих работу и ищущих себя.

Еще хотел написать про современный взгляд на обучение в течение всей жизни в контексте изменившихся требований к современному человеку. А требования поменялись фундаментально. Посудите сами: раньше человек воспринимался как ресурс, если хотите – орудие производства. Его основная задача была выполнять определенную функцию и умеренно, управляемо развиваться в рамках описанных бизнес-процессов. Сейчас человек становится капиталом бизнеса, это совершенно другая роль. Она подразумевает большую свободу, большее творчество и большую активность. Креативность стала потенциалом человеческого капитала, и конкуренция в бизнесе, как и страновая конкуренция, происходит между командами, которые смогут создать знание новое с минимальными затратами.

Я задумал написать статью о том, как в нашей стране происходит трансформация системы образования после вуза. И хотел сделать это красиво, с цифрами и фактами, чтобы ее не восприняли как очередное мнение. Вы не поверите: я искал цифры месяц, хоть что-то, отдаленно похожее на статистические исследования. Конечно, я начал с Росстата, большого и внятного сборника цифр по всем аспектам нашей жизни. Однако меня ждало разочарование — там есть подробная информация о садах, школах, ссузах и вузах. Но ничего про развитие людей старше 25 лет (за исключением аспирантур и докторантур). То есть от выпуска из магистратуры до примерно 80 — черная дыра? Как же так? А развитие человеческого капитала?

В поисках материалов про обучение взрослых я обратился за цифрами в разные организации, к разным экспертам. Выручил меня только Илья Коршунов, руководитель группы по непрерывному образованию взрослых НИУ ВШЭ. Он предоставил мне цифры по вовлеченности взрослого населения в дополнительное образование (а все, что после вуза, у нас называется так). Картинка получилась печальная. В нашей стране в 2016 году только 17% людей в возрасте от 25 до 64 лет учились дополнительно, и это включая самообразование. То есть, грубо говоря, каждый шестой думает о своем развитии. В странах ЕС таких около 40%, а в странах ОЭСР — 50%.

Как такое может быть? Ведь тезисы про современный мир, растущую динамику изменений, требования к креативности и даже робкие попытки работать по agile означают, что мы должны учиться почти всегда. Может быть, у нас небольшое количество образованных людей? То есть учимся много, просто мало нас тех, кто может учиться? Да нет, среди людей в возрасте 25–64 года с образованием не ниже полного среднего Россия занимает первое место (95%) среди всех стран ОЭСР. А 67% людей имеют среднее специальное и высшее образование, что, например, на 22% больше, чем в Канаде. Не самой неразвитой стране, между прочим.

Мало того, что статистики нет, так еще и та, что есть, не дает возможности говорить, что у нас в стране в этом смысле что-то происходит. Да, конечно, есть центры дополнительного образования, есть корпоративные программы повышения квалификации, есть тренеры и, простите, коучи. Но изначальный мой замысел — показать вам системную работу в целях развития человеческого капитала — претерпел неудачу.

Что ж, давайте попробуем самостоятельно определить, чем, в какие отрезки жизни стоит учиться, чтобы быть максимально встроенным в современную жизнь.

Первый отрезок — это примерно 20-30 лет. Я бы рекомендовал налегать на технические предметы и иностранные языки. Возможно, это не будет квантовая физика, все-таки сложная дисциплина. Но математика, статистика, системный анализ, программирование — это минимальный «джентльменский набор» человека скорого будущего. Надо иметь в виду, что с годами учиться становится сложнее, а технические дисциплины, помимо всего прочего, тренируют и способность учиться, продлевая срок продуктивного восприятия нового. Кроме этого, понятия технического прогресса и новых технологий уже стали тождественны, и изучение технических дисциплин может существенно расширить кругозор, увеличив тот самый потенциал, стимулировав креативность, о чем я писал выше.

Поймите меня правильно, я не призываю всех поступать исключительно в МГТУ им. Баумана или МАИ. Вполне себе можно сочетать обучение служению Мельпомене и программирование на Java. Просто оставьте время для второго, не ускоряйте карьерный рост, не убегайте в менеджмент. Именно в возрасте 20-30 лет закладываются основы будущих успехов. А для этого в современном мире надо много знать и знать в разных сферах. Потому что на пересечении этих сфер и будет рождаться то самое новое знание, нефть 21 века. И, наверное, изучение разных дисциплин будет хорошо сочетаться со сменами работы и видов деятельности. Это позволит не просто закрепить полученные знания на практике, но еще и собрать необходимые контакты, начать формировать свою собственную сеть.

Эта сеть очень пригодится в 30-40 лет, когда полученные знания можно масштабировать, практикуясь как менеджер. Соответственно именно в этом возрасте будет крайне полезно обучение современным экономическим теориям, способам и практикам коммуникаций в команде и за ее пределами, управленческим навыкам. Знаете, я весьма скептически отношусь к обучению менеджменту до 30 лет. Встречаются, конечно, исключения, бывают, разумеется, гениальные люди. Но в целом кажется неправильным обучать того, кто еще не созрел. Кто не прошел, пусть и в щадящем режиме, по граблям первых ошибок, кто не понимает необходимости делегирования и вреда микроменеджмента. Надо, надо разочек побыть в команде без стратегии, или в команде, где стратегия меняется каждую неделю.

В свое время я поступил на MBA/MBI в надежде, что помимо систематизации своих знаний как менеджера мне еще удастся наладить контакты с полезными для моей карьеры людьми. Как же я ошибался! Основной контингент на этой программе был 25-28 лет, технические специалисты без опыта управленческой работы. Прекрасные ребята, но большая часть из них не имела ни малейшего представления о том, что такое регулярный или стратегический менеджмент, а также не понимала, как полученные знания трансформируются в практическую пользу. Собственно, уже через полгода на занятия ходила половина группы, через год — треть. Можем ли мы это считать частью lifelong learning? Формально — конечно, но по сути это обучение не принесло пользы. Разве что выручку образовательному учреждению.

С 40 до 50 лет полезно учиться заниматься бизнесом. К этому моменту уже накоплен неплохой опыт взаимодействия с разными людьми. Очень удачно сложится, если бизнес вы делаете за свой счет. Тогда и обучение будет крайне эффективным. Вообще, когда платишь за себя, многие вещи становятся проще. Учиться бизнесу можно и нужно и на практике, и у экспертов, но не забывайте теорию. Хорошим дополнением к бизнес-образованию будет обучение инвестициям. А то так бывает: сделаешь бизнес, а продать его не сможешь. При обучении бизнесу ключевым является изучение ошибок прошлого. Наверное, даже важнее изучения успехов прошлого. Здесь первый раз по-настоящему основным становится метод кейсов.

Некоторые коллеги отмечали тенденцию, что с возрастом длительность обучения должна сокращаться. Мол это следствие естественных дегенеративных процессов нашего мозга. И уже обучение бизнесу в 40-50 лет должно происходить небольшим порциями: форумы, тренинги, мастер-классы и воркшопы. Я не могу согласиться с этой позицией. Успешный бизнес — это философия, а поиск своей идеи, своей цели и определение способов ее достижения нельзя осуществить в ходе двухдневного занятия. Обучение в этом возрасте в большей степени происходит в малых группах единомышленников под руководством опытного наставника. Один мой знакомый раз в год на месяц уезжает на Алтай искать новые смыслы. Мне представляется это верным способом обучения.

С 50 до 60 лет наступает время искусства и гуманитарных наук. Нет, это не значит, что его раньше не было. Нет, программист мог изучать шедевры Босха. Просто в этом возрасте обучение рисованию, музыке, истории, психологии становится более осознанным. Метафорически выражаясь, бег переходит на шаг, основные социальные цели достигнуты, и настает пора сделать что-то для себя. Наверное, именно в этом возрасте перестают быть важными конкретные цели, а становятся ключевыми направления движения. И в этом смысле становится понятной тяга к изучению, например, философии, в том числе с позиции собственного жизненного опыта.

В общем, обучение взрослых — это история про сознательность, про понимание своего интереса в каждой конкретной точке, на каждом конкретном занятии. И бессмысленно строить образовательные системы развития «молодых специалистов» или «людей серебряного возраста», не понимая их желания и контекст их жизни. Помните, в «Покровских воротах» Костик говорил: «И все-таки поверьте историку: осчастливить против желания нельзя».

Помогите улучшить вклады

Помечайте вклады как бесполезные, если вы не считаете их актуальными или ценными для статьи. Этот отзыв будет доступен только вам и не будет общедоступным.

Скрытый вклад для вас

Этот отзыв никогда не будет общедоступным. Мы будем использовать его, чтобы показывать более качественные вклады всем участникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *