На 32 страницы больше как правильно
Перейти к содержимому

На 32 страницы больше как правильно

  • автор:

Типографские форматы книг

Книга представляет собой единство внешних и внутренних элементов, составляющих её. Для того, чтобы книгу хотели приобрести, прочитать и порекомендовать знакомым, она должна быть не только содержательной, но и эстетично оформленной, удобной для чтения.

До работы с книгой нужно определиться с ее форматом. Формат книги считается по книжному блоку и определяется шириной и высотой книжного блока. Формат книги зависит от ее содержимого. Например, стихи с короткими строками будут не очень хорошо смотреться в книге квадратного формата, и наоборот, длинные стихотворные строки просто не поместятся на узком формате.

Выбор формата зависит от тематики книги, целевой аудитории, назначения книги, а также технических возможностей издательства. Минимальный размер книги для нашего издательства – 70х90 мм, максимальный размер – 300х300 мм.

Для издания книги важно, чтобы книгу удобно было держать в руках, а шрифт не был бы слишком мелким (например, кегль 8), иначе его неудобно читать, но и не чересчур крупным (исключение — детская литература, для которой часто используют кегль 14 и выше). Если в книге есть рисунки, таблицы, схемы, карты, нужно продумать, как сделать так, чтобы они размещались удобно, не прерывались лишний раз, не смещались. Так же есть ряд изданий, к которым предъявляются особые требования в оформлении (например, детская литература).

Серия А Серия В Серия С
А4 210 х 297 мм В4 250 х 353 мм С4 229 х 324 мм
А5 145 x 205 мм В5 176 X 250 мм С5 162 х 229 мм
А6 102 х 142 мм В6 125 х 176 мм С6 114 х 162 мм
А7 74 х 105 мм В7 88 х 125 мм С7 81 х 114 мм

Формат книги считается по книжному блоку и определяется шириной и высотой книжного блока.

Наиболее часто встречающиеся форматы книг (в миллиметрах):

Уменьшенный (карманный) А6

102х142 мм Художественная литература в бумажной обложке, некоторые словари.

Стандартный А5

145х205 мм Большая часть художественной литературы и учебников издается этом формате.

Увеличенный В5

170х240 мм Некоторые детские издания, специальная литература.

Большой формат А4

210х297 мм Большинство энциклопедических изданий имеет такой размер.

Очень большой

245х300 мм Художественные альбомы, атласы.

Формат книги соответствует размеру книжного блока по высоте и ширине (основанию). Форматы книг принято указывать сокращенно. Данная величина представляет собой дробь, где числитель – это площадь бумажного листа, которые используется при печати, а знаменатель – количество страниц, которые были отпечатаны на одной стороне этого листа. Например, выражение 60×90/16 обозначает, что формат книги составляет 1/16 долю листа бумаги размером 60×90 см.

Так же мы можем напечатать книгу нестандартного формата, например, 200х200 мм.

Формат книги влияет не только на особенности определенных внешних композиционных элементов книги (таких как поле, книжная полоса), но также влияет на информировании читателя о назначении книги (например, научные монографии не должны иметь карманный формат).

Допустимые форматы книжных и журнальных изданий регламентируются ГОСТ 5773-90 (представлены в таблице ниже).

Печатная бумага (см)/доля листа Издание после обрезки (мм) Печатная бумага (см)/ доля листа Издание после обрезки (мм)
Основные форматы
84×108/8 265×410 60×90/16 145×215
70×108/8 265×340 60×84/16 145×205
70×100/8 245×340 84×108/32 130×200
60×90/8 210×297 75×90/32 107×177
60×84/8 205×290 70×108/32 130×165
84×108/16 205×260 70×100/32 120×165
70×108/16 170×260 70×90/32 107×165
70×100/16 170×240 60×90/32 102×142
70×90/16 170×215 60×84/32 100×140
Дополнительные
60×100/8 245×290 84×100/32 120×200
84×100/16 205×240 84×90/32 107×200
60×100/16 145×240 80×100/32 120×190
84×90/16 205×215 60×70/16 145×165
70×84/16 170×200
Малоформатные издания
84×108/64 100×125 70×100/64 82×102
70×108/64 82×125

Выбор формата зависит от материала книги. При выборе формата книги необходимо понимать, сколько страниц получится в книге при том или ином формате, а так же, если в книге есть иллюстрации, как они будут ложиться на тот или иной формат.

Выбирая формат книги, автор должен принять во внимание следующие аспекты:

Книги до 100 страниц лучше делать «на скрепке внакидку», как школьные тетради. В корешке толщина книги будет примерно 4 мм. Если страниц не более 200, то стоит выбирать маленькие форматы (например, 105 х 160 мм или 127 х 200 мм. Для данных форматов лучше использовать мягкий переплет. Для твердого переплета понадобится 200-350 страниц.

  • Содержание книги

Для беллетристики будет оптимален карманный формат, для компьютерной литературы чаще используют 70х100/16, для сборников стихов хорошо походят маленькие форматы как в мягком, так и в твердом переплете. Маленькие форматы также следует выбирать для прозаического текста до 250 000 знаков. При размере шрифта 11 pt и формате 110х165 мм получается примерно 224 страницы.

Зависимость между шрифтом и форматом книги обоснована читабельностью текста при различных размерах шрифта и полосы набора (это площадь, отводимая на странице издания под набор текста и/или иллюстрации), а так же внешним видом страницы.

Если шрифт крупный, то минимальный формат книги — 127х200 мм, а рекомендуемый – 145х215 мм. Если произведение содержит 1 400 000 знаков, включая пробелы, то книга будет в 700 страниц формата 60х90/16 (140х215мм) при размере текста 11 pt.

  • Требования к особенностям оформления книги

Подарочные издания, альбомы и книги с большим количеством иллюстраций, рекомендуется печатать на больших форматах от 170х240 мм. Большой формат позволяет сделать верстку оригинальной и «свободной».

  • Удобочитаемость размещаемых на странице таблиц, формул, диаграмм, рисунков и пр.

Посчитайте количество страниц, которое потребуется. Если страниц будет много (например, более 399 для формата 105х175 или более 499 для формата 127х200), то выбирайте формат большего размера. Если Вам наоборот хочется увеличить количество страниц, то остановитесь на меньшем формате.

При изменении формата возможно изменение стоимости печати книги.

Сколько у книги страниц? Что такое брошюра? И другие вопросы

Очередной раз получила от очередного юриста ТЗ с пожеланием брошюры на скрепке в 40 с небольшим полос формата от А5 до А4 по договоренности. (А всего пару месяц назад я получила ТЗ с формулировкой «большая книга, примерно А3»). И так как я объясняла за свою жизнь это сотню раз — авторам, художникам, дизайнерам, заказчикам, юристам и детям, — материал давно превратился в лекцию, которую, пожалуй, просто стоит наконец записать.

Формат книги и при чем тут лист

Начнем с того, что блок книги собирается не из разрозненных листочков, как кажется, а из сложенных типографских листов. Эти листы не равны А4, А5 (сложенный вдвое А4), А3 и тому подобному (если мы говорим о тиражах от 500 экземпляров). Существует множество их форматов — можно погуглить или заглянуть в конец любой книги, где всегда написано: формат, ну, к примеру, 84х108/16.

Что нам это говорит? Что для создания этой книги были взяты листы размером 84 сантиметра по одной стороне и 1 метр 8 сантиметров по другой стороне и каждый сложен таким образом, чтобы из него получилась брошюра в 16 долек, то есть в 32 полосы-страницы.

Это просто: мы с Маргаритой Ковалевой тренировались на детях — они легко справляются с этой задачкой. Чтобы ощутить и представить возьмите из принтера лист А4. Сложите его пополам. Сколько полос? Правильно, 4. Теперь сложите еще раз пополам. Теперь их стало 8. А если сложить еще? О чудо — их станет 16! Я вам открою страшную тайну (на А4 этот номер не провернуть, но на листах метр на метр с лишним — запросто): если сложить еще раз, получится 32.

Итак, что дает нам это знание:

1. На одном листе помещается от 2 до 64 страниц.

2. Чем больше раз мы складываем лист, тем меньше у нас формат, но тем больше страниц у нас на него помещается.

3. Сложенная тетрадка-брошюра может иметь количество полос: 4, 8, 16, 32 и даже 64 (но очень маленьких). Никогда «сорок с небольшим»..

4. Соответственно, в книге технологически верное количество страниц должно быть кратным 8, 16, 32 (в зависимости от выбранного формата). Технологически и экономически приемлемое: плюс-минус пол-листа. Но в этом случае мы удорожаем процесс, и книга в 9,5 печатных листов обойдется нам дороже, чем книга в 10 печатных листов, хотя по количеству полос она будет меньше. (Хотя, если то же самое мы делаем на дорогой бумаге, наоборот, можем даже сэкономить.)

5. В зависимости от того, какого размера мы выбрали лист и сколько раз мы его складываем, мы получаем:
а) физический формат книги;
б) основание для создания макета в конкретных миллиметрах для одной страницы;
в) экономику процесса: понятно, разница на тираже в 10.000 в один лист даст нам дополнительные расходы на 10 тысяч листов бумаги;
г) еще раз экономику процесса: если делать форматы, не ориентируясь на размеры листов, производимых бумагоделательными фабриками и имеющихся в наличии в этой типографии (не забивайте пока себе голову офсетом и меловкой, а также их граммажом — об этом ниже скажу), то типография возьмет лист больше, а следовательно, будет его резать. И каждый лишний рез — это не только лишние отходы, но и лишние операционные затраты.

6. От выбранного размера листа для печати, от количества сгибов, способа расположения страниц — мы можем получить более прямоугольные форматы, более квадратные, горизонтальные и вертикальные варианты. Что, в общем, для разных книг с разным целевым назначением и в разных сегментах является важным.

Брошюра и книжный блок

«Книга» в один лист — это и есть брошюра. См. п. 3 блока «Что дает нам это знание».

История в том, что технически (в допотребительские времена, когда думали об экономике и информации, а читатели были нормальными вменяемыми людьми, умеющими пользоваться ножом и иголкой с ниткой), такую брошюру (один лист) можно было не резать и не скреплять. У вас получалась малозатратная книжка целиком, листы из которой не потреются при распространении. Потому что — верно! — все ее страницы умещаются на одном листе.

В наше время брошюру принято резать и скреплять на скрепки, ну ок. Хотя, на мой взгляд, какая-то часть эстетики и ожидания все же пропала. У меня лежит нож для резки бумаги — боюсь, никогда уже не пригодится. Также у брошюры появилась обложка, которая делается из более плотной бумаги.

Что такое книжный блок? Это несколько сложенных вместе брошюр, вернее, — тетрадей, как их называют, чтобы никого не путать. Чаще всего тетрадки складываются одна под другую: первая (при доле листа в 1/16, это страницы 1-32), вторая (33-64), третья. И вот тут у нас появляется несколько вариантов крепления, основные из которых:

1. «На скобку». Это самый экономичный способ. Вы складываете, к примеру, две тетрадки одна в одну, прикладываете к ним сверху обложку и все это в паре мест пробиваете скрепками.

Юристу: это не брошюра! Это способ брошюровки. Еще юристу: у обложки в этом случае 4 страницы, а не две.

Чаще всего используется в цифровой «полиграфии» для домашнего использования, для небольших тиражей чего бы то ни было, когда у вас нет оборудования, чтобы сделать как-то иначе. В обычных типографиях широко распространен для блоков, ширина которых меньше, чем та, которую способно надежно принять крышечное оборудование.

2. КШС. Это средний способ. Клеевое-шовное скрепление. Это когда блок прошивается, а потом с помощью клея вставляется в специальным образом подготвленную обложку, чаще всего из более плотной бумаги.

Юристу: страниц у обложки все равно 4.

3. 7Бц. Это самый распространенный для книг способ и большинство из них сделаны именно так. Это чуть дороже, обложки делаются в крышкоделательном цеху, а еще между блоком и обложкой прокладывается форзац. Такая сложенная вдвое бумажка (условно — 4 полосы), которая одной полосой приклеивается к обратной стороне крышки, вторая и третья представляют собой форзац, а четвертая — оборот форзаца, предваряющая, как правило, титул (или шмуц).

Юристу: вот тут у обложки страниц всего 2. Но появляются дополнительно 6 страниц форзаца.

4. Есть еще интегральный переплет — я очень люблю, он эстетичный и легкий, почти как настоящий 7Бц, но обрезанный в формат книги. Главное его преимущество, на мой взгляд, твердость, гибкость и легкость. Но он не подходит ни для тонких, ни для толстых книг. Зато очень удобен таскать в портфеле или для пересылки почтой или курьером. Реально граммов на 100 меньше вес книги, при сохранении всех достоинств обычной крышки. И даже форзац.

Практикум: Как придумать книгу? Определение формата и экономика процессов

1. Доля листа

Как мы помним, это 1/8, 1/16 или 1/32.

Предположим, мы планируем книгу в 64 страницы тиражом 10 000 экземпляров.
Следовательно, это может быть 2 листа по 32 страницы, 4 листа по 16 страниц, 8 листов по 8 страниц.
В первом случае нам понадобится 20 000 листов бумаги, во втором — 40 000 листов, в третьем — 80 000 листов.

Почему в 1/16, а страниц 32? Посмотрите на рис. 1. Там у меня в руках лист в 1Ъ16. Если вы посчитаете количество «долей» на этом листе, то получите 16. А если сообразите, что лист запечатан с двух сторон, то полос у нее 32.

Ну, в общем, есть над чем подумать с точки зрения экономики процессов. Особенно если мыслить не глобально, а учитывая некоторые технологические особенности полиграфического оборудования. Так, к примеру, максимальный технологически возможный вариант ширины и высоты для хорошей отечественной типографии: 305*375 мм. Ну и максимальное из стандартных форматов (а стандарты — это самые экономичные, как правило, решения), что мне приходит в голову, это 70х100/8, при котором обрезной формат получается 245х340.

2. Толщина бумаги

Если это не сборка на скобку, то это важно. Минимальный размер корешка, чтобы у вас там все прошилось и приклеилось (ширина блока) и при этом не перекосилось (стабильность на вставке переплетной линии): 3 мм. Самый минимальный в лучшей типографии: 2,37 мм

Чтобы вы понимали:

— 48 полос меловки 130 гр. на кв. метр — как раз 2,37 (то есть либо выбирать лучшую типографию, либо брать бумагу 150).
— 64 полосы меловки 130 гр — ровно 3 мм.

Как это влияет на экономику? Во-первых, чем плотнее бумага, тем выше ее цена. И наоборот: чем тоньше, тем меньше. Если вы ошиблись с типографией, и их оборудование не позволяет качественно делать такой переплет — вместо того, чтобы работать дальше, вы полгода все переделываете.

Да, меловка, кстати, бывает глянцевая и матовая. То есть под разные задачи вам может понадобиться совершенно разная бумага: и обычная офсетная, и пухлый офсет (это когда полос мало, а книжка кажется ого-го), и меловка матовая, и меловка глянцевая. А иногда еще делают вставки в книжки, например, с цветными картинками — обычно под фотографии, на одной бумаге, а основной блок — на другой. (Вставка — это тоже одна тетрадка, если говорить об экономике.)

Чтобы понимать примерно в цифрах, насколько важна плотность бумаги для экономики процесса, могу сказать, что один раз мы планировали бюджет для книги тиражом 3000 экземпляров, 32 полосы, бумага 150 гр. В процессе создания выяснилось, что 48 полос выглядят значительно интересней. Не будучи скованными теперь шириной блока, мы взяли бумагу 130 гр, и — трам-пам-пам! — несмотря на увеличение на 3 тысячи листов бумаги, наш бюджет не изменился.

Тут еще важно включать воображение, чтобы понимать: плотность бумаги зависит не только от ширины блока, но и от формата — чем больше формат, тем плотнее понадобится бумага.

3. Тип переплета

Это мы рассмотрели выше, в предыдущей части. Несколько вариантов: не скреплять, отдельные листы картона в коробке, скрепка, пружина, КШС, интегральный, 7Бц. Все это более или менее экономично в производстве, возможно технологически, осмысленно для применения.

4. Размер тиража

Тут все просто: чем больше тираж — тем дешевле полиграфическая себестоимость одного экземпляра, чем меньше — тем дороже. Но при значениях свыше 50 тысяч уже не принципиальна. Грубо говоря, то, что обойдется вам в 200 рублей при тираже 1000 экземпляров, будет 42 рубля при тираже в 100 000 экземпляров. Тоже все надо считать.

Расчет тиража: выбор бумаги + выбор количества полос + выбор тиража

Я предлагаю взять самый экономичный и самый дорогой вариант, выбрав два варианта в размере тиража, два варианта в количестве полос и два варианта в бумаге. Например, для «крупной книжки» в 8 долю с обрезным форматом 245х340 мм получится такая табличка:

стр., бум./ тираж 10.000 экз. 20.000 экз.
48 полос, мел. мат. 130 гр 961 900 рублей
т.е. 96,19 в т.ч.НДС за экз.
1.786.000 рублей
т.е. 89,30 в т.ч. НДС за экз
64 полосы, мел. мат. 150 гр.

1.134.400 рублей
т.е. 113,44 в т.ч. НДС за экз.

2.137.200 рублей
т.е. 106,86 в т.ч. НДС за экз.

Ну и дальше уже просто смотрим, что все остальные варианты плюс-минус 8 полос, плюс минус несколько тысяч тиража будут у нас промежуточными, и можно выйти на оптимальную цену за экземпляр или на необходимую сумму бюджета.

Юристам:

итого, прописывая ТЗ, вам необходимо указывать в обязательном порядке формат, и формат этот должен быть выражен в понятных полиграфических единицах: размер листа, доля листа, обрезной формат в миллиметрах.

Не надо употреблять слово «брошюра», не зная его значения.

Количество страниц и сторон обложки должны соответствовать бюджету вашей организации на производство.

p.s. Мне кажется абсурдным, что этим занимаются люди, далекие от полиграфии и книгоиздания, но хотя бы советуйтесь а) с книгоиздателями, б) с технологом своей типографии.

Про моделирование книги как-нибудь в другой раз расскажу. но в целом есть уже здесь кое-что (если кто пропустил).

Книжные форматы: как правильно выбрать размер своей книги

В процессе издательского цикла вы столкнётесь с таким вопросом: какого формата вы бы хотели издать книгу? Это означает, что вам нужно выбрать размер издания по параметрам ширины и высоты книжного блока или самой книги с обложкой после её обрезки. Хотим отметить, что это очень важный момент, к которому нужно отнестись серьёзно, так как именно от него зависит, насколько вашу книгу читателю будет удобно держать в руках, носить в сумке, как на обложку ляжет дизайн. Давайте посмотрим, какие есть форматы по ГОСТу и к каким видам произведений они больше всего подходят.

Почему книги прямоугольные

Для начала поговорим про форму. Конечно, существуют разные форматы и встречаются квадратные книги, но почему они не круглые или треугольные, например? Всё дело в математике и анатомии читательского процесса.

Главный принцип в создании и вёрстке книги — её должно быть удобно читать, держать в руках, а соотношение ширины и высоты должно быть гармоничным.

Так как все мы люди, то наше зрение устроено так, что слишком длинные строки мы тяжело воспринимаем. Роберт Брингхерст в своей книге «Основы стиля в типографике» устанавливает оптимальный размер строки — от 45 до 75 символов. Идеальный вариант — 66 символов в строке. То есть в круг или треугольник вписать текст с таким количеством строк будет уже сложнее. Можно вспомнить газетную вёрстку, где большой текст бьётся на маленькие столбцы, чтобы читателю было удобно пробежаться глазами.

Помимо этого сейчас мы чаще всего держим книги в руках и редко читаем их за стойкой или на столе, как это делали в Средние века. Как вы можете заметить, квадратное издание на весу держать существенно сложнее, чем прямоугольное.

С исторической точки зрения прямоугольная форма тоже оказалась удобнее, чем круг или квадрат. После свитков появился пергамент, который делают из козьих или овечьих шкурок, а их намного проще нарезать прямоугольными кусочками, чтобы сшить или согнуть. С развитием книгопечатания такой формат получил ещё большее распространение.
Например, до 1500 года большинство книг были в формате in folio — размером в половину типографского листа (размер А3). Однако итальянский книгопечатник Альд Мануций (придумал точку с запятой, курсив и книги маленького размера) совершил революцию в области книгопечатания и начал выпускать книги в формате in octavo — современный размер А5. Так книги приблизились к современному формату не только по своим пропорциям, но и по размеру.
А вот благодаря математике типографы как раз вычислили идеальный размер. В своей книге «Divina Proporción Tipográfica» Рауль Розариво (агрентинский типограф, художник, иллюстратор) приводит измерения множества книг эпохи Ренессанса и приходит к выводу: все они следуют определённому канону. В эту эпоху идеальной пропорцией считалось 2 : 3. Благодаря ей страницы делились на девятые доли, а внизу образовались широкие поля — книгу можно было держать снизу, не перекрывая пальцами текст. Так появился Канон Рауля Розариво в пропорции 2 : 3.

Иллюстрация из книги Яна Чихольда «Облик книги»: здесь лист делится на 9 частей в пропорции 2 : 3

Есть теория, что подходящий книжный формат определяется «золотым сечением», которое придумал Леонардо да Винчи. Этот принцип означает, что отношение ширины книги к её высоте должно быть равно 1 : 1,618. Хорошие приближения к «золотому сечению» дают отношения соседних чисел из ряда Фибоначчи. Каждый член этого ряда равен сумме двух предыдущих: 3, 5, 8, 13, 21 и так далее. Значит, ширина должна относиться к высоте как 3 : 5, 5 : 8, 8 : 13. А ещё многие воспринимают золотую пропорцию как сильно вытянутую и предпочитают отношение √2, который приблизительно равен 1,4. Это отношение удобно тем, что при делении листа пополам полученные прямоугольники сохраняют эту пропорцию, а значит, книгу будет удобно держать в руках.

Иллюстрация из книги Яна Чихольда «Облик книги»: сравнительная ширина различных прямоугольников: A 1 : 2,236 (1 : √5), B 1 : 2 (1 : √4), C 5 : 9, D 1 : 1,732 (1 : √3), E 3 : 5, F 1 : 1,618 (21 : 34) — «золотое сечение», G 1 : 1,538, H 2 : 3, I 1 : 1,414 (1 : √2), K 3 : 4

Что такое формат книги

Как мы уже говорили, формат — это параметры ширины и высоты книги. Обычно его записывают дробью: числитель — это площадь бумажного листа для печати, а знаменатель — количество страниц, которые будут отпечатаны на одной стороне такого листа.

Это значит, что, например, на одном печатном листе может быть напечатано 2, 16, 32 страниц книги.

Обозначить формат в численных выражениях можно так: 60×90/32 означает, что исходный печатный лист имел ширину 60 см, высоту — 90 см, а отпечатано на одной стороне такого листа было 32 страницы (если согнуть такой лист в тетрадь, то получится 32 х 2 = 64 страницы). В готовом виде это размер 107х140 мм — маленькая карманная книжка, например, сборник стихов или путеводитель.

Стандартные книжные форматы

В России существуют пять основных групп книжных форматов:

  • сверхкрупные — (84×108/8; 70×90/8): так выглядят альбомы, атласы, большие детские книги;
  • крупные — (70×90/16; 75×90/16): энциклопедии и специальная литература с большим количеством формул;
  • средние — (60×90/16; 84×108/32): классический формат художественной, публицистической, научно-популярной литературы, чаще в твёрдом переплёте;
  • малые — (70×90/32; 70×108/32): художественные книги в мягкой обложке;
  • сверхмалые — (60×90/32): словари, путеводители, карманные книги.

Чтобы узнать, какого формата книга перед вами, если под рукой нет линейки, загляните в нахзац (это задний форзац). Там будут выходные данные о команде, которая работала над книгой, контакты издательства и информация о бумаге, размере, формате и тираже.

Ещё можно ориентироваться на форматы через офисную бумагу. Нам привычно, что А4 — это стандартный лист офисной бумаги. Всего видов с таким буквенным обозначением три: А, В и С. Данное деление соответствует международным стандартам.

  • Бумага серии А — используется для документов.
  • Бумага серии В — применяется для изготовления полиграфической продукции.
  • Бумага серии С — используется для конвертов.

Тогда через это соотношение форматы будут записываться так:

  • А3 (29х42 см) — альбомы, каталоги;
  • А4 (20х29) — справочники, детские книги, художественные издания;
  • В5 (17х23) — поменьше А4 в высоту;
  • А5 (14х20) — сборники стихов, проза, методическая и научная литература;
  • А6 (10х14) — словари, сборники стихов.

Форматы книг по ГОСТу

Нестандартные книжные форматы

Можно сказать, что это все остальные варианты, которые не укладываются в стандартный размер. В этом случае вы можете выбрать любое соотношение сторон в зависимости от своих пожеланий и содержания книги. Однако нужно учитывать риски: книгу в необычном формате может быть неудобно читать, держать в руках и в производстве она будет дороже.

Рекомендации по выбору формата книги

  1. Опирайтесь на свой читательский опыт: сходите в магазин или библиотеку, подержите в руках разные книги и прислушайтесь к своим ощущениям.
  2. Маленькие книги должны быть узкими, а большие могут быть широкими; маленькие удобно держать в руках, большие обычно лежат на столе.
  3. Учитывайте текст рукописи — не стоит печатать сборник стихов в формате атласа, потому что тогда содержание пропадёт за формой.
  4. Не забывайте про количество страниц. Если вы решили напечатать книгу А5 формата, в которой 1000 страниц, то это не очень удачный вариант, потому что её толщина будет 5 см, что для читателя неудобно. Поэтому лучше выбрать А4 формата на 500 страниц или разделить её на две части.

Ира прочитала 83 страницы, и ей осталось прочесть на 32 страницы больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц нужно прочитать Ире?

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.

решение вопроса

Связанных вопросов не найдено

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

  • Все категории
  • экономические 43,679
  • гуманитарные 33,657
  • юридические 17,917
  • школьный раздел 612,729
  • разное 16,911

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

  • Обратная связь
  • Правила сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *