Какой процессор раскроет gtx 1660
Перейти к содержимому

Какой процессор раскроет gtx 1660

  • автор:

Обзор и тестирование видеокарты MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS

В арсенале каждого производителя есть несколько модельных линеек – от недорогих решений до топовых представителей своего класса. И каждый вендор в первую очередь стремится продемонстрировать лучшие продукты. Со временем их начинают теснить более доступные и оптимальные модели, предлагающие лучший баланс характеристик. У компании MSI такие видеокарты выпускаются в рамках серий Ventus и Ventus XS.

22 мая 2020, пятница 12:00
Александр Андерсон для раздела Лаборатория

Страницы материала
реклама

Оглавление

  • Вступление
  • Технические характеристики MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS
  • Внешний вид и дизайн
  • Система охлаждения
  • Печатная плата
  • Комплектация
  • Тестовый стенд
  • Инструментарий и методика тестирования
  • Стандартные частоты
  • Разгон MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS
  • Результаты протестированных видеокарт
  • Исследование потенциала системы охлаждения
  • Уровень потребляемого электричества
  • Заключение

Вступление

В арсенале каждого именитого производителя есть несколько модельных серий – от недорогих решений до топовых представителей своего класса. К примеру, у компании MSI в качестве флагманов выступает поколение Gaming X.

И каждый вендор в первую очередь стремится продемонстрировать лучшие продукты. Со временем их начинают теснить более доступные и оптимальные модели, сбалансированные по всем параметрам.

У компании MSI такие видеокарты выпускаются в рамках серий Ventus и Ventus XS. О представителе последней мы и поговорим на примере видеокарты MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS, продолжая сводное тестирование графических ускорителей GeForce GTX 1660 Super.

реклама

Технические характеристики MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS

Полное название: MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS; код производителя: GEFORCE GTX 1660 SUPER VENTUS XS.

Модель GeForce GTX 1660 Super Ventus XS ROG Strix GeForce GTX 1660 Super GeForce GTX 1660 Super Gaming X GeForce GTX 1660 Super
Производитель MSI ASUS MSI NVIDIA
Графический процессор TU116 TU116 TU116 TU116
Частота ядра, МГц 1530 1530 1530 1530
Частота ядра (Turbo), МГц 1815 1815 1830 1785
Заводской разгон ядра, МГц 30 30 45
Частота памяти, МГц 14000 14000 14000 14000
Заводской разгон видеопамяти, МГц
Тип памяти GDDR6 GDDR6 GDDR6 GDDR6
Объем памяти, Гбайт 6 6 6 6
Шина памяти, бит 192 192 192 192
Разъемы интерфейсов 3 x DP, HDMI 2 x DP, 2 x HDMI 3 x DP, HDMI DP, HDMI, DVI
Питание, разъемы Pin 8 8 8 8
Количество вентиляторов/диаметр, мм 2 х 95 2 х 95 2 х 95
Конфигурация подсистемы питания (vGPU+vMem), фаз 4 + 2 6 + 2 4 + 2
Power Limit (штат/макс), Ватт 125 / 125 125 / 150 130 / 140 125
Формат СО 2 слота 2.3 слота 2 слота 2 слота
Размеры видеокарты, мм 204 х 128 243 х 129 247 х 127

Внешний вид и дизайн

Модель MSI получила неброский бело-черный дизайн с характерным строением передней части системы охлаждения, напоминающей маску Бэйна из вселенной Бэтмена.

450x265 58 KB. Big one: 1500x883 419 KB

Отметим компактные для двухвентиляторной системы охлаждения габариты видеокарты. Ее длина составляет 204 мм, ширина – 128 мм, в ПК она перекрывает ровно два слота расширения.

реклама

За вентиляторами Torx 2.0 просматривается простая алюминиевая болванка с одной тепловой трубкой.

450x291 77 KB. Big one: 1500x970 605 KB

С противоположной стороны MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS защищает пластмассовый «бэкплейт». Тут он играет скорее декоративную роль, нежели элемент опоры.

450x304 69 KB. Big one: 1500x1014 568 KB

За дополнительное питание отвечает восьмиконтактный разъем питания, как и на всей серии GeForce GTX 1660. Энергопотребление видеокарты составляет 125 Вт.

450x250 53 KB. Big one: 1500x834 408 KB

На интерфейсной панели доступны четыре видеопорта – три DisplayPort 1.4 и HDMI 2.0b.

450x187 51 KB. Big one: 1500x622 409 KB

Система охлаждения

Система охлаждения MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS это относительно простая конструкция.

450x278 65 KB. Big one: 2000x1237 782 KB

Центральную часть занимает алюминиевый радиатор с одной толстой тепловой трубкой S-образной формы толщиной 10 мм. Ребра разведены максимально удаленно от эпицентра нагрева.

450x280 63 KB. Big one: 1500x934 546 KB

В основании применяется технология прямого контакта и используется фирменная термопаста MSI хорошего качества: многие сравнивают ее с Arctic MX-4.

Подошва радиатора контактирует с микросхемами памяти, но термопрокладки маловаты. Возможно, применяется военная хитрость: тепло снимается с центра, а края микросхем обдуваются вентиляторами. Оставим эту загадку на совести разработчиков.

реклама

450x278 72 KB. Big one: 1500x926 488 KB

Мосфеты расположены в шахматном порядке, что улучшает их положение: нагрев равномернее снимается небольшим радиатором с оребрением.

450x286 105 KB. Big one: 1500x952 736 KB

Опорная пластина не выполняет дополнительной функции. На этом этапе изучения слегка насторожили термопрокладки разной толщины и цвета на элементах подсистемы питания.

450x224 38 KB. Big one: 1500x746 283 KB

За активную часть отвечают неоднократно встречавшиеся на других видеокартах вентиляторы PLD09210S12HH производства Power Logic, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны.

На MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS вертушки вращаются со скоростью 1400 – 3400 об/мин, технология Zero Frozr отключена, так они запрограммированы. Видимо, для того чтобы пользователь в погоне за функцией Fan Stop обращал внимание на модель MSI Armor.

450x246 66 KB. Big one: 1500x819 532 KB

Печатная плата

Видеокарта MSI построена на оригинальной печатной плате старшей модели, а именно, MSI GeForce GTX 1660 Ti Ventus XS. Ее внутренний индекс – V375 ver1.2.

450x350 103 KB. Big one: 2000x1555 1362 KB

Сохранена компоновка элементов и шахматное расположение элементов подсистемы питания.

450x351 110 KB. Big one: 2000x1560 1445 KB

Сердцем героя обзора стал графический процессор TU116-300A-A1. Данный GPU произведен по 12 нм техпроцессу на 46-й неделе 2019 года и включает 1408 шейдеров, 48 блоков растеризации и 88 текстурных блоков.

450x237 97 KB. Big one: 1500x791 702 KB

Усиленная подсистема питания насчитывает шесть фаз: четыре отведены на графический процессор, две – на видеопамять.

450x146 75 KB. Big one: 1500x487 583 KB

В качестве видеопамяти выступают микросхемы Samsung стандарта GDDR6 с маркировкой K4Z80325BC-HC14. Их тактовая частота составляет 1750 МГц (эффективная частота 14 000 МГц).

Комплектация

MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS поставляется в картонной коробке с бумажным оформлением и фирменной полиграфией. Лицевую часть оживляют изображение видеокарты и наименование модели, а с противоположной стороны – краткое описание основных особенностей.

450x352 69 KB. Big one: 1500x1172 503 KB

Комплект поставки бюджетного графического ускорителя составляет только благодарственная брошюра по регистрации и руководство пользователя по установке.

450x300 66 KB. Big one: 1200x800 379 KB

Тестовый стенд

Конфигурация

  • Материнская плата: MSI X99A Workstation (Intel X99, LGA 2011-3);
  • Процессор: Intel Core i7-6800K (шесть ядер, CPU Clock 4000 МГц, Ring Clock 3500 МГц);
  • Система охлаждения процессора: Corsair H110i (вентиляторы Noctua NF-A14 PWM, 140 мм, 500 об/мин);
  • Термоинтерфейс: Gelid GC-Extreme;
  • Оперативная память: Kingston HyperX Savage Black (DDR4-3000, 13-14-15-28-T1, 4 x 4 Гбайт, четырехканальный режим);
  • Накопитель SSD: Plextor PX-256M6Pro 256 Гбайт;
  • Блок питания: Corsair RM850x, 850 Ватт;
  • Корпус: Phanteks Evolv ATX Black;
  • Монитор: Samsung C34F791WQI, разрешение: 3440 x 1440.

Программное обеспечение

  • Операционная система: Windows 10 x64;
  • Драйвер видеокарты: NVIDIA GeForce 442.50;
  • Вспомогательные утилиты:
    • GPU-Z;
    • Heaven Benchmark 4.0;
    • MSI Afterburner;
    • MSI Kombustor.

    Инструментарий и методика тестирования

    Для разгона видеокарт, а также мониторинга температур и оборотов вентиляторов использовалась фирменная утилита MSI Afterburner.

    Проверка стабильности работы ускорителей в процессе разгона проводилась утилитой MSI Kombustor (режим GPU Burn-in, 1920 x 1080). Полученные частоты дополнительно проверялись прогонами теста Heaven Benchmark v 4.0 c экстремальным уровнем тесселяции и графических тестов из пакета 3DMark 2013.

    Для проверки температурного режима видеокарт в условиях, приближенных к повседневным, использовались Heaven Benchmark v4.0 (quality: ultra, tessellation: extreme, AA8x, 1920 х 1080) и 3DMark 2013 Fire Strike.

    Уровень шума измерялся при помощи цифрового шумомера TM-102 с погрешностью измерений не более 0.5 дБА. Измерения проводились с расстояния 0.3 м. Уровень фонового шума в помещении – не более 28 дБА. Все системные вентиляторы, включая установленный в блоке питания, отключались. На графиках граница условной бесшумности для системы определяется на уровне 30.5 дБА, граница условного комфорта – 37 дБА. Температура воздуха в помещении составляла 25 градусов по Цельсию.

    Дополнительно снимались показания потребляемой мощности с помощью ваттметра Robiton PM-2 и температуры печатной платы ИК-термометром Fluke 59 Max.

    Стандартные частоты

    MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS получила небольшой заводской разгон на 30 МГц. В бусте частота GPU достигает 1965 МГц, во всех играх графический процессор стабильно удерживает планку 1875 МГц.

    Вентиляторы в простое не останавливаются, обеспечивая низкие температуры компонентов. Такое решение отлично подойдет владельцам бюджетных корпусов. Получаем следующие показатели:

    • 34°C и ~1500 об/мин при работе с документами MS Office;
    • 34°C и ~1500 об/мин при просмотре видеороликов и интернет-серфинге.

    450x313 115 KB. Big one: 774x539 52 KB

    Приведем подробные характеристики микропрограммного обеспечения MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS. Показатель ее уровня TDP равен 125 Вт без возможности увеличения.

    450x313 64 KB. Big one: 774x539 34 KB

    В тесте устойчивости 3DMark Fire Strike Extreme видеокарта MSI равномерно прогревается и повышает скорость оборотов, выходя на пиковые значения 74°C по графическому процессору и 2200 об/мин крыльчатки соответственно.

    Уровень шума средний, комфортный для продолжительной работы. Нагрев силовой части достигает 70°C.

    450x201 140 KB. Big one: 2202x986 1400 KB

    С такими показателями MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS успешно завершает тест устойчивости с оценкой 97.8%.

    450x223 176 KB. Big one: 1330x660 1114 KB

    На полных оборотах вентиляторов температура снижается всего на 7°C по видеоядру и на 12°C по подсистеме питания.

    450x201 136 KB. Big one: 2192x980 1342 KB

    MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS прекрасно воспринимает даунвольтинг! В принципе, как и любая видеокарта серии GeForce GTX 1660.

    При напряжении 850 мВ тактовая частота ядра держится на отметке 1800-1825 МГц, температуры GPU и VRM не поднимаются выше 64°C и 63°C соответственно. Вентиляторы вращаются при 1850 об/мин, генерируя комфортный уровень шума.

    450x217 123 KB. Big one: 2208x1068 1041 KB

    Разгон MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS

    Оверклокерский потенциал тестового экземпляра MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS оказался средним: тактовую частоту ядра удается повысить до 1950 МГц. Видеопамять у нас производства Samsung, она отлично держит 2100+ МГц.

    Но лимит у видеокарты всего 125 Вт, и при повышении до 2000 МГц частота GPU резко снижается на 50-70 МГц: возможно, активируется новый «страп» с новыми таймингами, что и влияет на внутренние параметры. Поэтому частоту видеопамяти пришлось снизить до 1950 МГц.

    450x220 151 KB. Big one: 2212x1084 1585 KB

    Разгон добавляет 4-7% производительности к результатам MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS «из коробки».

    3DMark Fire Strike

    Graphics Score
    Больше – лучше

    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    3DMark Time Spy

    Graphics Score
    Больше – лучше

    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    Результаты протестированных видеокарт

    Основная ценность подобных материалов – это не только перечисление доступных в продаже графических ускорителей, но и исследование потенциала систем охлаждения. И поскольку результаты были получены мною на одном стенде, есть возможность сравнения видеокарт практически в идеальных условиях.

    Температура графического процессора, °C

    Бездействие | Heaven BenchMark 4.0
    Меньше – лучше

    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    Температура зоны VRM, °C

    Бездействие | Heaven BenchMark 4.0
    Меньше – лучше

    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    Обороты вентиляторов, режим Авто, %

    об/мин
    Меньше – лучше

    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    Уровень шума в простое и нагрузке

    дБА
    Меньше – лучше

    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    Частота графического процессора, Default | Boost 3D (in game)

    Heaven BenchMark 4.0
    МГц

    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    Исследование потенциала системы охлаждения

    Далее приведем график зависимости температуры графического ядра/системы питания и шума от оборотов вентиляторов системы охлаждения.

    Результаты исследования потенциала системы охлаждения.

    600x221 94 KB. Big one: 1630x602 104 KB

    Уровень потребляемого электричества

    График потребляемого электричества всего стенда в зависимости от частот видеокарт и рабочего напряжения GPU.

    Энергопотребление системы, Вт

    На выходе блока питания
    Простой | 3DMark Fire Strike Extreme | MSI Kombustor

    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    Энергопотребление в 2D замерялось при бездействии системы (на рабочем столе). Тестирование в 3DMark Fire Strike Extreme проводилось в режиме «Тест устойчивости», 20 прогонов.

    Что касается игровой производительности GeForce GTX 1660 Super, то она уже была рассмотрена нами в соответствующем обзоре. И вряд ли небольшое различие в частотных характеристиках способно значительно повлиять на итоговые результаты.

    Заключение

    MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS не претендует на звание лучшей видеокарты в своем классе, да ей это и не нужно – на данную роль MSI выдвигает модели линеек Gaming X и Armor. Но получить роль второго плана она вполне может.

    В иерархии производителя GeForce GTX 1660 Super Ventus XS занимает нижнюю строчку и относится к доступным решениям, что позволяет претендовать на внимание со стороны массового потребителя. И графическому ускорителю это под силу. Отметим неплохую систему охлаждения, которая не выделяется шумом «из-под стола», и сбалансированный режим работы вентиляторов. Что касается недостатков, то значимых минусов отметить не получается.

    Видеокарту MSI можно рекомендовать геймеру, который не рвется за подсветкой RGB и расширенным комплектом поставки, а ищет простую рабочую «лошадку», чтобы скрасить досуг.

    Александр Андерсон

    Выражаем благодарность:

    • Компании MSI за предоставленную на тестирование видеокарту MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS.
    • А также лично donnerjack за помощь в подготовке материала.

    GeForce GTX 1660 Available Now: Turing Tech and Performance Starting At $219

    Following the release of the supercharged GeForce GTX 1660 Ti, which delivers comparable performance to a GeForce GTX 1070, we’ve now launched the GeForce GTX 1660. Starting at $219, the GTX 1660 features 6GB of GDDR5 VRAM, 1408 CUDA Cores, and a boost clock of almost 1.8 GHz. On average, it’s 35% faster than the GTX 1060 3GB at 1080p, and compared to the Maxwell-architecture GTX 960, it’s 130% faster. In other words, the GTX 1660 delivers the performance necessary at 1080p to play the latest games at smooth, enjoyable framerates, with rich levels of graphical detail.

    Какой процессор нужен для GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti: AMD Ryzen против Intel Core

    Вопрос оптимального выбора процессора для той или иной конфигурации игрового компьютера отнюдь не простой, и редко кто берётся ответить на него, оперируя фактическими данными. Однако мы не спасовали перед огромным объёмом работы и протестировали две наиболее популярные видеокарты семейства Turing в паре с 12 процессорами в 13 играх в разрешениях 1080p и 1440p

    ⇣ Содержание

    • Страница 1 — Введение. Тестовая система
      • § Почему именно GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti
      • § Оптимальный процессор для GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti: что советуют обычно
      • § Описание тестовых систем и методики тестирования
      • § Производительность в разрешении 1080p
      • § Производительность в разрешении 1440p
      • § Выводы

      В этом материале речь пойдёт о том, что часто называют раскрытием потенциала GPU, или, если говорить более корректно, о процессорозависимости в играх. На нашем сайте, да и в других источниках, можно найти массу обзоров процессоров и видеокарт, которые исследуют относительную производительность различных видов CPU и GPU. Однако вопрос о том, какие виды процессоров и графических адаптеров лучше подойдут друг к другу, при этом зачастую остаётся без ответа. Между тем покупатели вынуждены искать ответ именно на него: имея на руках фиксированную сумму, они должны оптимальным образом распределить её между процессором и видеокартой, и вот по этой теме ощущается явная нехватка каких-то готовых и хорошо аргументированных рецептов.

      Стоит напомнить, что во времена господства на рынке четырёхъядерных процессоров была популярна теория с условным названием «потенциал раскрыт», в рамках которой предполагалось, что для каждой видеокарты существует некий потолок в производительности процессора, выше которого подниматься не имеет смысла – всё равно кадровая частота в играх дальше уже расти не будет. Объяснение этого эффекта базировалось на предположении, что в какой-то момент видеокарта перестаёт успевать отображать кадры с той скоростью, с которой их готовит для неё процессор, и в этот момент можно прекращать погоню за более быстрыми CPU – лучшей производительности достичь всё равно уже не получится.

      Но впоследствии в явной ошибочности этой теории убедились многие её приверженцы. Дело в том, что CPU и GPU в современных играх несут ответственность за различные стадии подготовки изображения. Центральный процессор занимается обработкой реакции игрока, просчётом внутренней логики игры и поведения второстепенных персонажей, а также моделированием всего игрового окружения и физики среды. Кроме того, одной из наиболее важных задач процессора в большинстве игр является также управление потоками данных и передача необходимой информации в графический процессор. GPU же при этом занят исключительно вопросами визуализации – на основании полученных от центрального процессора данных он строит картинку, которая затем появляется на экране. Очевидно, что это – во многом последовательные этапы одного процесса, поэтому в конечном итоге на частоту кадров в любом случае должна влиять мощность как видеокарты, так и процессора.

      Однако это вовсе не значит, что, наращивая мощность CPU, можно скомпенсировать слабый GPU, — и наоборот. Оптимальное соотношение между производительностью центрального и графического процессора существует как раз именно потому, что эти компоненты отвечают в играх за разные вещи. Поэтому, чтобы получить адекватную по производительности систему и не сталкиваться с внезапными провалами FPS при возникновении каких-то специфических игровых ситуаций, при её проектировании следует стремиться к максимизации характеристик как GPU, так и CPU. Ограничением же здесь в большинстве случаев выступает выделенный на покупку комплекта оборудования бюджет, что в итоге превращает подбор подходящих процессоров и видеокарт в задачу оптимизации с несколькими критериями.

      Приверженцы теории «раскрытия потенциала» могут привести здесь довод о том, что на практике в какой-то момент игровая производительность с увеличением мощности процессора расти почти прекращает. Но, если не брать во внимание какие-то запредельные случаи с установкой сверхвысоких разрешений, при которых быстродействие СPU надёжно маскируется нехваткой производительности GPU, связано это будет отнюдь не с тем, что выше какого-то рубежа производительность процессора становится совершенно не важна. В реальности же дело в том, что «мощность CPU» – слишком абстрактное и собирательное понятие, которое многие ассоциируют с модельными номерами или ценой чипа. На самом же деле она складывается из массы факторов, таких как число ядер, тактовая частота, объём и быстродействие кеш-памяти, скорость контроллера памяти и так далее. Более мощные процессоры лучше менее мощных лишь по какой-то части из этих параметров, в то время как с точки зрения иных характеристик никакого улучшения при движении по модельному ряду вверх может и не наблюдаться. В результате какие-то характеристики в тех или иных семействах процессоров могут становиться узким местом, которое не даёт им показывать более высокую производительность в играх, даже несмотря на то, что остальные параметры становятся заметно лучше.

      Хорошей иллюстрацией для высказанного тезиса может служить ситуация с игровой производительностью представителей семейства Ryzen. Даже самые старшие и самые дорогие модели процессоров AMD практически всегда выдают существенно более низкую частоту кадров по сравнению с тем, что обеспечивают предложения компании Intel, и исправить этот недостаток AMD пока не смогла ни ростом частот, ни наращиванием числа ядер, ни вместительным L3-кешем. Производительность Ryzen, очевидно, упирается в какие-то другие характеристики — например, в скорость подсистемы памяти, задержки межъядерного взаимодействия или в однопоточную производительность. Иными словами, если увеличение мощности процессоров не приводит к росту числа FPS в играх, это всего лишь говорит о том, что мы нащупали узкое место архитектуры, а вовсе не упёрлись в какой-то предел, предопределённый установленной в системе видеокартой.

      К сожалению, все приведённые рассуждения планомерно приводят нас к выводу о том, что выбор сбалансированного сочетания процессора и видеокарты – весьма нетривиальная задача. Ведь никаких универсальных таблиц, описывающих производительность сочетаний всех возможных конфигураций CPU и GPU, в природе не существует. Пока не нашлось исследователей настолько фанатичных, чтобы не испугаться огромного числа вариантов, которые необходимо включить в такое сравнение. И мы тоже не относим себя к их числу. Поэтому в рамках сегодняшнего материала мы экспериментально ответим лишь на частный вопрос о том, какие процессоры лучше выбирать для видеокарт NVIDIA последнего поколения средней ценовой категории, – GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti. А дальше, если результаты такого исследования окажутся востребованными нашей аудиторией, проведём подобные тесты и с какими-то другими распространёнными графическими картами.

      ⇡#Почему именно GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti

      Видеокарты среднего уровня – один из самых популярных вариантов для использования в современных геймерских системах. Их производительности вполне хватает для того, чтобы без проблем запускать актуальные игры с максимальными настройками качества в стандартном разрешении Full HD, которое, согласно статистике, собираемой системой цифровой дистрибуции Steam, выбирают две трети от общего числа игроков.

      Поэтому нет ничего удивительного, что, согласно этим же статистическим данным, самой популярной дискретной видеокартой до сих пор остаётся GeForce GTX 1060 – решение среднего уровня из прошлого поколения ускорителей NVIDIA. Сейчас же на смену Pascal приходят Turing, и если исходить из позиционирования, то именно GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti должны постепенно занять место самых распространённых видеоускорителей.

      Совершенно закономерно, что сейчас GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti входят в тройку ускорителей с самой быстрорастущей рыночной долей. Только за последний месяц пользовательская база таких видеокарт выросла почти на 40 %. В абсолютных показателях доля владельцев GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti пока остаётся не слишком заметной, но на фоне того, как растёт число систем с другими видеокартами семейства Turing, никаких сомнений не остаётся: именно эти GPU в скором времени станут самым массовым выбором геймеров.

      Стоит отметить, что позиции GeForce RTX 2060 при этом выглядят несколько лучше, хотя эта карта и на четверть дороже. Однако покупатели, очевидно, готовы заплатить на $70 больше за обладание специальными RT-ядрами, позволяющими видеокарте аппаратно ускорять алгоритмы трассировки лучей.

      ⇡#Оптимальный процессор для GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti: что советуют обычно

      Отсутствие подробных и обстоятельных тестов процессорозависимости популярных видеокарт привело к тому, что покупатели сформулировали для себя ряд эмпирических подходов к тому, каким образом следует соотносить траты на базовые компоненты игровой системы. Самое популярное правило такого рода говорит о том, что цена видеокарты к цене процессора должна относиться как два к одному, то есть в сбалансированной системе видеокарта должна быть примерно вдвое дороже процессора.

      Если применить это правило к тем видеокартам, о которых мы собираемся поговорить сегодня, то есть к GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti с рекомендованными производителем ценами на уровне $349 и $279 соответственно, то получится, что для них нужно подыскивать процессоры, стоящие порядка $175 и $140. В прайс-листе Intel за эти суммы предлагаются Core i5-9400 и Core i3-9300, а из процессоров AMD, располагая подобным бюджетом, можно выбрать изрядно подешевевшие за последнее время Ryzen 5 2600 и Ryzen 5 2500X.

      Почти такие же рекомендации формулирует в своём « Компьютере месяца » и наш штатный эксперт, Сергей Плотников. Уже несколько месяцев подряд в оптимальной сборке 3DNews используется видеокарта GeForce RTX 2060, в систему с которой предлагается устанавливать процессоры Ryzen 5 2600X или Core i5-9400F.

      Иными словами, почти все прикидки указывают на то, что для видеокарт среднего уровня нужен шестиядерный процессор, но не обязательно старший – сойдёт и вариант попроще. Однако убедительных иллюстраций, насколько справедливы такие предположения, до сих пор не существовало. Именно поэтому мы и взялись за подробные тесты GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti в комбинации с различными процессорами компаний AMD и Intel. Попробуем использовать практический подход и разобраться в том, какой же процессор стоит считать лучшим выбором для средних игровых конфигураций.

      ⇡#Описание тестовых систем и методики тестирования

      Для исследования процессорозависимости GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti были выбраны варианты графических карт в исполнении самой NVIDIA (Founders Edition) и Gigabyte (GTX 1660 Ti OC). Тесты проводились в двух разрешениях, актуальных для этих GPU, – 1080p и 2560p. В паре с указанными видеокартами мы постарались проверить максимально широкий диапазон процессоров для платформ LGA 1151v2 и Socket AM4. Поэтому для тестов были отобраны старшие и младшие модификации внутри каждого класса CPU, что позволило собрать весьма разношёрстную и представительную компанию из разнообразных Core девятого поколения и Ryzen второго поколения с числом ядер от двух до восьми, номинальными частотами от 2,9 до 4,0 ГГц и объёмом L3-кеша от 4 до 16 Мбайт.

      В конечном итоге список задействованных в тестировании комплектующих получился следующим:

      • Процессоры:
        • AMD Ryzen 7 2700X (Pinnacle Ridge, 8 ядер + SMT, 3,7-4,3 ГГц, 16 Мбайт L3);
        • AMD Ryzen 5 2600X (Pinnacle Ridge, 6 ядер + SMT, 3,6-4,2 ГГц, 16 Мбайт L3);
        • AMD Ryzen 5 2500X (Pinnacle Ridge, 4 ядра + SMT, 3,6-4,0 ГГц, 8 Мбайт L3);
        • AMD Ryzen 3 2300X (Pinnacle Ridge, 4 ядра, 3,5-4,0 ГГц, 8 Мбайт L3);
        • Intel Core i9-9900K (Coffee Lake Refresh, 8 ядер + HT, 3,6-5,0 ГГц, 16 Мбайт L3);
        • Intel Core i7-9700K (Coffee Lake Refresh, 8 ядер, 3,6-4,9 ГГц, 12 Мбайт L3);
        • Intel Core i5-9600K (Coffee Lake Refresh, 6 ядер, 3,7-4,6 ГГц, 9 Мбайт L3);
        • Intel Core i5-9400F (Coffee Lake Refresh, 6 ядер, 2,9-4,1 ГГц, 9 Мбайт L3);
        • Intel Core i3-9350KF (Coffee Lake Refresh, 4 ядра, 4,0-4,6 ГГц, 8 Мбайт L3);
        • Intel Core i3-8100 (Coffee Lake, 4 ядра, 3,6 ГГц, 6 Мбайт L3);
        • Pentium Gold G5600 (Coffee Lake, 2 ядра + HT, 3,9 ГГц, 4 Мбайт L3).
        • ASRock X470 Taichi (Socket AM4, AMD X470);
        • ASRock Z390 Taichi (LGA1151v2, Intel Z390).
        • Память: 2 × 8 Гбайт DDR4-3466 SDRAM, 16-16-16-36 (G.Skill Trident Z RGB F4-3466C16D-16GTZR).
        • NVIDIA GeForce RTX 2060 (TU106, 1365/14000 МГц, 6 Гбайт GDDR6 192-бит);
        • Gigabyte GeForce GTX 1660 Ti OC (TU116, 1500/12000 МГц, 6 Гбайт GDDR6 192-бит).

        Все процессоры Intel тестировались с включённой функцией Multi-Core Enhancements, то есть без каких-либо ограничений по энергопотреблению. Мы отдаём себе отчёт в том, что данный режим несколько расходится со спецификациями Intel, однако большинство пользователей волей-неволей использует процессоры именно так. Дело в том, что все без исключения производители материнских плат активируют функцию Multi-Core Enhancements по умолчанию, а некоторые даже прячут настройки для её отключения, и какого-либо перелома в этой тенденции не предвидится.

        Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise (v1809) Build 17763.503 с установленными заплатками против уязвимостей Spectre и Meltdown и с использованием следующего комплекта драйверов:

        • AMD Chipset Driver 19.10.0429;
        • Intel Chipset Driver 10.1.1.45;
        • Intel Management Engine Interface Driver 11.7.0.1017;
        • NVIDIA GeForce 430.64 Driver.

        Для проверки игровой производительности платформ использовались следующие игры и настройки:

        • Assassin’s Creed Odyssey. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra High. Разрешение 2560 × 1440: Graphics Quality = Ultra High.
        • Ashes of Singularity. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality Profile = Extreme. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Quality Profile = Extreme.
        • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
        • Far Cry New Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On. Разрешение 2560 × 1440: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On.
        • Grand Theft Auto V. Разрешение 1920 × 1080: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum. Разрешение 2560 × 1440: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
        • Hitman 2. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
        • Kingdom Come: Deliverance. Разрешение 1920 × 1080: Overall Image Quality = Ultra High. Разрешение 2560 × 1440: Overall Image Quality = Ultra High.
        • Metro Exodus. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, Tesselation = Full, Advanced PhysX = Off, Hairworks = Off, Ray Trace = Off, DLSS = Off. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Quality = Ultra, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, Tesselation = Full, Advanced PhysX = Off, Hairworks = Off, Ray Trace = Off, DLSS = Off.
        • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 2560 × 1440: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
        • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra, Postprocessing Preset = High. Разрешение 2560 × 1440: Graphics Preset = Ultra, Postprocessing Preset = High.
        • Total War: Warhammer II. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Quality = Ultra.
        • Watch Dogs 2. Разрешение 1920 × 1080: Field of View = 70°, Pixel Density = 1.00, Graphics Quality = Ultra, Extra Details = 100%. Разрешение 2560 × 1440: Field of View = 70°, Pixel Density = 1.00, Graphics Quality = Ultra, Extra Details = 100%.
        • World War Z. Разрешение 1920 × 1080: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra. Разрешение 2560 × 1440: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra.

        Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

        ⇡#Производительность в разрешении 1080p

        Не будем больше томить читателя предварительными рассуждениями, а сразу приведём главную диаграмму, показывающую процессорозависимость в игровых системах с видеокартами GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti при выборе экранного разрешения 1920×1080 и установке максимальных настроек качества. В таком разрешении обе исследуемые видеокарты без всяких оговорок способны «вытянуть» самые современные игры, однако частота кадров будет заметно различаться в зависимости от того, какой в системе используется процессор. Именно к такому выводу можно прийти, если посмотреть на усреднённые показатели FPS, полученные по итогам замеров в 13 играх.

        Как видите, ничего похожего на то, что для «раскрытия» Turing среднего уровня достаточно какого-то определённого процессора, в результатах не прослеживается. С ростом быстродействия CPU общая производительность игровых систем увеличивается всегда. Разве только прирост FPS, который получают обладатели флагманских процессоров на каждый потраченный ими рубль, несколько ниже того удельного прироста, который наблюдается при переходе от одного CPU среднего уровня к другому, чуть более дорогому.

        Благодаря этому нетрудно сформулировать какие-то рекомендации общего характера: совершенно очевидно, что не следует формировать современные игровые системы на процессорах вроде Core i3-8100 и Pentium Gold или Ryzen 5 2500X и Ryzen 3 2300X, если предполагается использовать графические карты класса GeForce RTX 2060 или GeForce GTX 1660 Ti. В противном случае вы станете свидетелем ситуации, когда ваша система выдаёт FPS даже ниже, чем если бы вы выбрали более дорогой CPU в паре с более дешёвой видеокартой. А вот четырёхъядерные процессоры уровня Core i3-9350K благодаря их высокой тактовой частоте, пусть и с оговорками, уже можно рассматривать как подходящий вариант для конфигурации с графическими картами Turing среднего класса. Хотя, безусловно, лучше всё же взять не четырёхъядерный, а шестиядерный процессор Core i5-9400: стоит он почти столько же, в то время как большее число ядер позволит получить лучшую производительность в неигровых задачах, связанных с обработкой и созданием контента.

        А вот для поклонников продукции AMD у нас новости крайне неприятные. Как следует из результатов, процессоры Ryzen блекло смотрятся в игровых системах не только флагманского, но и среднего уровня. Даже старший восьмиядерный Ryzen 7 2700X не позволяет получить тот же уровень игровой производительности, который будут иметь владельцы систем на базе старших современных Core i3 или младших Core i5. Фактически система с Ryzen 7 2700X и GeForce RTX 2060 аналогична по среднему игровому быстродействию конфигурации на базе видеокарты GeForce GTX 1660 Ti и процессоров Core i7-9700K или даже Core i5-9600K. То есть гипотетически выбор платформы Intel вместо AMD позволяет даже сэкономить на графическом ускорителе и ничего при этом не потерять.

        Впрочем, все эти рассуждения касаются лишь усреднённой игровой производительности, в то время как частные случаи могут внести коррективы в сделанные выводы. Поэтому давайте посмотрим на подшивку диаграмм, построенных по показателям FPS, полученным в конкретных играх.

        NVIDIA GeForce GTX 1660

        Front GPU Chip

        The GeForce GTX 1660 is a performance-segment graphics card by NVIDIA, launched on March 14th, 2019. Built on the 12 nm process, and based on the TU116 graphics processor, in its TU116-300-A1 variant, the card supports DirectX 12. This ensures that all modern games will run on GeForce GTX 1660. The TU116 graphics processor is an average sized chip with a die area of 284 mm² and 6,600 million transistors. Unlike the fully unlocked GeForce GTX 1660 Ti, which uses the same GPU but has all 1536 shaders enabled, NVIDIA has disabled some shading units on the GeForce GTX 1660 to reach the product’s target shader count. It features 1408 shading units, 88 texture mapping units, and 48 ROPs. NVIDIA has paired 6 GB GDDR5 memory with the GeForce GTX 1660, which are connected using a 192-bit memory interface. The GPU is operating at a frequency of 1530 MHz, which can be boosted up to 1785 MHz, memory is running at 2001 MHz (8 Gbps effective).
        Being a dual-slot card, the NVIDIA GeForce GTX 1660 draws power from 1x 8-pin power connector, with power draw rated at 120 W maximum. Display outputs include: 1x DVI, 1x HDMI 2.0, 1x DisplayPort 1.4a. GeForce GTX 1660 is connected to the rest of the system using a PCI-Express 3.0 x16 interface. The card’s dimensions are 229 mm x 111 mm x 35 mm, and it features a dual-slot cooling solution. Its price at launch was 219 US Dollars.

        Graphics Processor

        GPU Name TU116 GPU Variant TU116-300-A1 Architecture Turing Foundry TSMC Process Size 12 nm Transistors 6,600 million Density 23.2M / mm² Die Size 284 mm² Chip Package BGA-2228

        Graphics Card

        Release Date Mar 14th, 2019 Generation GeForce 16 Predecessor GeForce 10 Successor GeForce 20 Production Active Launch Price 219 USD Bus Interface PCIe 3.0 x16 Reviews 40 in our database

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *