Кто победил змея горыныча
Перейти к содержимому

Кто победил змея горыныча

  • автор:

Кто победил Змея Горыныча?

Добрыня Никитич – самый, пожалуй, благородный и мягкосердечный персонаж русского эпоса. Он вежлив и воспитан: «поклоны ведет по писаному, кресты кладет по-ученому».
Поэтому ему чаще всего доверяют исполнение дипломатических миссий. В былине, где Илья Муромец, обидевшись на князя, устраивает в Киеве форменный майдан, совмещенный с повальной пьянкой (былина «Илья Муромец и голи кабацкие»), именно Добрыню отправляют утихомиривать разбушевавшегося «старшего брата» всех русских богатырей. Только Добрыня смог найти подход к Илье, который в гневе мог наворотить много дел: он запросто мог разворотить стольный Киев, да и самому князю Владимиру Красно-Солнышко не поздоровилось бы.
В бою Добрыня решителен и смел. В Былине «Бой Добрыни со Змеем» он, купаясь в Пучай-реке (в названии которой угадывается историческая Почайна), сталкивается со Змеем – существом с тремя головами и двенадцатью хоботами. Поскольку перед купанием Добрыня разделся, он оказывается перед грозным противником не только без оружия, но и без одежды. Это, однако, не остановило отважного богатыря. Он схватил «колпак земли греческой» (загадочный эпический артефакт – то ли колпак, привезенный из греческой земли, то ли землей греческой наполненный) и этим колпаком отражает нападение чудовища.
Змей обращается в бегство. Но по пути успевает залететь в Киев и выкрасть там племянницу князя Владимира Красно-Солнышко – Забаву Путятичну. Безутешный князь ищет богатыря, который бы смог вызволить девицу. Но никто не берется за столь сложное дело. И тогда Добрыня, сокрушаясь о своей родной матушке, которая рискует остаться без сына, пускается в дальний путь. У гор Сорочинских происходит второй бой. Княжеская племянница освобождена. А с ней получает свободу и весь русский полон, который томился у Змея. Добрыня сажает Забаву на коня и везет к князю. По дороге Добрыня видит, что девушка влюбилась в своего освободителя. Но природная деликатность не дает ему воспользоваться чувствами девушки. Он мягко объясняет Забаве, что она – рода княжеского и поэтому слишком родовита для него. В целости и сохранности он доставляет Забаву в Киев и передает с рук на руки Владимиру.
Эту былину в детских переложениях или даже мультфильмах знают многие. Но есть еще одна, которую уважаемый читатель не найдет ни в одной детской книжке. Эту былину можно прочитать в академическом издании былин, собранных замечательным ученым-фольклористом Анной Михайловной Астаховой.

Былина называется «Добрыня и Маринка». Кто такой Добрыня – понятно. В этой былине его образ вполне типичный – вежливый и деликатный герой. Хотя в финале былины ни от вежливости, ни от деликатности не остается и следа. Но на то будут свои причины. И причины эти создала та самая Маринка – персонаж, широкому кругу практически не известный. Это былинная ведьма. Выглядит она не как старая старуха с клюкой, а как обворожительная девушка. При этом она страшная злодейка. Маринка решает влюбить в себя Добрыню. Её красоты для этого не достаточно, поскольку Добрыня не из тех, кто ведется на смазливое личико. Поэтому она совершает колдовство: вырезает из земли след Добрыни и заталкивает его в печь. При этом, понятно, произносятся заклинания. След начинает гореть, а Добрыня начинает сохнуть по Маринке – влюбляется.
Поступок Маринки можно было бы извить, если бы она пошла на него ради своего женского счастья. В конце концов, влюбленная женщина способна на многое. Но в том-то и дело, что сама Маринка Добрыню не любит, а просто хочет его погубить как носителя «светлого начала». Вообще boy-friend у Маринки уже есть – это Змей-Горыныч. В былине он выглядит не как трехголовое чудовище, а как человек, то есть, антропоморфно. Собственно, они вместе и решили извести богатыря таким образом.
Казалось, Добрыня обречен. Но по счастью, нашелся человек, который смог защитить добра молодца от злой колдуньи. Пересказывая эту былину студентам я всегда прошу их догадаться, кто в силах врывать молодца из рук красивой ведьмы? Обычно парни-первокурсники хлопают глазами: они примеряют ситуацию на себя. Что их может оторвать от красивой ведьмы соблазнительницы? Ничего! Девушки-первокурсницы, тоже моделируя в голове ситуацию, начинают подозревать «другую девушку». Наивные, они не понимают, что там где за дело взялась коварная чаровница «другим девушкам» делать нечего. И только если в аудитории находятся дамы с семейным опытом – они безошибочно догадываются, о ком идет речь: свекровь! Конечно, это мама героя – грозная Амелфа Тимофеевна! Она, тоже обладая некоторыми колдовскими способностями, разрушает колдовство Маринки.

С Добрыни сходит любовный морок – он понимает, что Маринка его совсем не любит и обманывает. И вот тут богатырь показал, что он может быть не только деликатным и мягким.
Надо сказать, что сборник Астаховой – академическое издание. Былины в нем помещены в том виде, в котором были записаны. Только нецензурные слова заменены точками. В некоторых вариантах почти весь финал этой былины состоит из одних точек. Не всегда даже можно догадаться, какое бранное слово использовал сказитель. Но общая канва ясна: Добрыня острой сабелькой отрубает Маринке руки, за то, что она обнималась со Змеем Горынычем (видимо, полностью-то страсть не прошла, ему было всё-таки обидно, что у него был более удачливый соперник). Затем обрубает губы – за то, что она целовалась со Змеем Горынычем.
И обрубает ноги. Тут я обычно снова задаю аудитории вопрос: за что Добрыня отрубил Маринке ноги? Наивная детская аудитория обычно предполагает, что Добрыня обрубил Маринке ноги за то, что она этими ногами ходила к Змею в гости. В прожженной взрослой аудитории обычно всплывает слово «раздвигала».
На самом же деле ни первое, ни второе. Маринка ногами… тоже обнимала Змея Горыныча. Очень его любила – обнимала и руками и ногами. Такая вот эпическая любовь.
Вообще, с женщинами Добрыне, увы, клинически не везло. Жена изменила ему с лучшим другом.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.
http://history-doc.ru/nedetskaya-bylina-o-dobryne-.

ЕЩЕ ОТВЕТЫ

помогите! какое решение?

микула Селянинович узнал, что Змей Горыныч побеждён. Победить его мог либо Илья Муромец, либо Алёша Попович, либо Добрыня Никитич. Вскоре Микуле Селяниновичу сообщили:
Змея Горыныча победил не Илья Муромец.
Змея Горыныча победил Алёша Попович.
Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений ложное, а другое истинное. Кто из трёх богатырей победил Змея?

Голосование за лучший ответ

Добрыня, т. к. сообщения противоречат друг другу.

Змея Горыныча победил Добрыня Никитич. ( Предположим, что Змея Горыныча победил Алёша Попович. Тогда оба сообщения верные. Этот результат условию задачи не соответствует. Предположим, что победил Илья Муромец. Тогда оба сообщения неверные. Этот результат также условию задачи не соответствует. Предположим, что Змея Горыныча победил Добрыня Никитич. Тогда первое сообщение верное, а второе неверное. Результат соответствует условию задачи).

Похожие вопросы

Змей Горыныч

Иван Билибин. Поверженный Змей-Горыныч

Змей Горы́ныч, персонаж русских волшебных сказок , реже былин , духовных стихов и апокрифов , антагонист главного героя, многоголовый змей, похищающий женщин. Прозвище Змея Горыныч не имеет однозначного толкования. Одна этимология связывает его с горами как одним из мест обитания персонажа, однако возможна и другая трактовка его имени, сближающая это имя с глаголом гореть и подчёркивающая одну из характерных особенностей персонажа – способность сжигать, извергать огонь. В фольклорных текстах он также известен под именами: змей, змей лютый, змей морской, зверь поганый, Чудо-Юдо и др. Наименование сказочного Змея Горыныч встречается только в русском фольклоре , однако похожий персонаж с аналогичными функциями известен во всех славянских традициях, где он обычно называется просто змеем: змiй (укр.), цмок, смок (белорус.), smok, żmij (польск.), змей (болг.), змаj, Змаj Огњени (серб.). Основной набор мотивов, связанных со Змеем Горынычем, восходит к архаическому пласту мирового фольклора и имеет широкий круг параллелей в европейских, африканских и восточных сюжетах о борьбе героя со змеем ( «Книга мёртвых» , Ригведа , Вавилонские мифы, мифы и легенды античной Греции , сказания о Соломоне , мифы африканских народов, долганские мифы, сказки и легенды крымских татар и др.)

В сказках нет описания внешнего вида Змея Горыныча, но часто подчёркиваются огромные размеры его тела (в плечах косая сажень, голова как трёхведёрный котел и др.), а также его характерные особенности, главная из которых – наличие нескольких голов (трёх, шести, семи, девяти, двенадцати). Все их должен отрубить герой, чтобы победить Змея. В ряде сказок упоминаются три Змея с разным количеством голов: герой последовательно сражается сначала с трёх-, затем с шести- и девятиголовым Змеями. Способность летать по воздуху – ещё одна постоянная черта персонажа, хотя о наличии у него крыльев упоминается в единичных текстах: в русской сказке «Фролка-сидень» Змей уносит царевну на своих огненных крыльях, а в былинах он может иметь приставные бумажные крылья, которые меняет во время боя. Полёт и появление Змея сопровождается шумом, бурей, громом, змеиным свистом, звериным рычанием. Змей Горыныч способен извергать огонь (постоянная формула его угрозы: «Я твоё царство огнём сожгу, пеплом развею»). В ряде сказок персонаж снабжён хоботом (или двенадцатью хоботами), которым вбивает героя в землю, а также огненным пальцем, которым приращивает себе уже отрубленные головы. Змей Горыныч может оборачиваться вихрем или молодцем. В ряде сказок и былин он ведёт себя как человек – ездит верхом на коне, обладает оружием (саблей, палицей, копьём), владеет человеческой речью, у него дорогое одеяние, но его антропоморфные черты неустойчивы и непостоянны. Иногда он описывается как гибридное существо с лошадиным телом и тремя человеческими головами.

Основной сказочный сюжет со Змеем Горынычем (ATh 300 «Победитель змея: герой освобождает обречённую на съедение царевну и женится на ней») связан с его главной функцией – похищением им женщины (невесты или жены героя, дочери царя и др.). В одном варианте сюжета Змей появляется неожиданно, молниеносно похищает женщину и уносит её к себе – это поведение сближает его с Кощеем Бессмертным . Сюжет встречается в сказках «Бой на Калиновом мосту», «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе и об Иване-Горохе» и др. В другом варианте сюжета Змей осаждает город или царство и требует себе на съедение или для супружества женщину в виде дани каждый год или месяц. В противном случае он угрожает сжечь город, разорить царство и съесть всех жителей. Кульминацией сюжета является бой героя со Змеем Горынычем (или последовательно с тремя Змеями), который заканчивается победой героя, уничтожением Змея и спасением женщины. Бой обычно происходит на символической границе между человеческим и «иным» миром – на калиновом или ледяном мосту, у огненной реки. Помощниками героя в битве выступают его братья, его конь, животные. Часто герой побеждает Змея хитростью (бросает ему в глаза горсть земли, даёт выпить ему сонного зелья, отвлекает его внимание). Тело убитого Змея сжигается, а его языки герой оставляет себе как доказательство своей победы. Змеихи – родственницы убитого Змея (его мать, жена, сёстры) – пытаются отомстить герою, превращаясь на его пути в заманчивые предметы-ловушки и стремятся поглотить героя, но тому хитростью удаётся избежать опасности.

Змееборческий сюжет известен и в некоторых былинах («Добрыня Никитич и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»), в которых богатырь дважды сражается со Змеем – в первый раз битва происходит в результате случайной встречи со Змеем (герой побеждает Змея, но щадит его), во втором случае богатырь вступает в бой, выполняя задание князя Владимира, и окончательно уничтожает Змея. В частности, Добрыня Никитич побеждает Змея, похитившего племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Спасая похищенную девушку, богатырь также освобождает из плена множество других людей, угнанных Змеем, что придаёт последнему черты не только хтонического чудовища, но и иноземного захватчика.

Змееборческий сюжет встречается и в духовных стихах. В духовном стихе о Феодоре Тироне герой освобождает от Змея о двенадцати головах, двенадцати хоботах свою мать, которую тот похищает на Дунай-реке и уносит в белокаменные пещеры на съедение своим детям. Другой популярный духовный стих о Егории Храбром содержит житийный сюжет о победе святого Георгия Победоносца над змеевидным морским чудовищем и освобождении царской дочери. Характерно, что в этой версии Егорий не уничтожает Змея, а укрощает его силой христианского слова.

Места обитания Змея Горыныча варьируются в разных текстах, но они всегда находятся за пределами человеческого мира. Он живёт на неприступной горе, куда можно взобраться, только пользуясь железными когтями, или вообще в горах, а также в лесу, в собственном царстве, на «том свете». Место его пребывания зависит и от сюжета: Змей, осаждающий город с требованием себе дани в виде женщины, как правило, связан с водным пространством – он появляется из моря, озера или реки.

Происхождение образа Змея Горыныча, как и других архаических персонажей, не имеет однозначного толкования. Устаревшей является гипотеза Б. А. Рыбакова , возводившего этот образ к некоему культу Ящера, который якобы существовал в древности у славян. Не бесспорна и точка зрения В. Я. Проппа , который связывал этот персонаж с обрядом инициации . В ходе обряда посвящаемый пролезал сквозь сооружение, символически представлявшее змееподобное чудовище, которое сначала «проглатывало» неофита, а затем «извергало» его в уже новом статусе взрослого мужчины-охотника.

Стереотипный образ Змея Горыныча в виде змееподобного многоголового чудовища, покрытого чешуёй, с когтистыми лапами и длинным хвостом с жалом на конце сложился под влиянием лубочных картинок 18–19 вв. («Славный, сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич едет на чуде великом – змее о трёх головах, прекрасная царевна Анастасия Вахрамьевна встречает его», «Смертный бой с змием трёхглавым», «Битва Еруслана Лазаревича с царём змейским», «Еруслан Лазаревич едет на чуде великом – змее о трёх головах»). В живописи и графике 20 в. этот персонаж встречается на картинах В. М. Васнецова («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), И. Я. Билибина (открытки «Змей Горыныч», 1912, и «Битва русского богатыря со Змеем Горынычем», 1931). В картинах военного времени Змей олицетворяет побеждённых захватчиков (И. Я. Билибин «Поверженный Змей Горыныч», 1941, Русский музей , Санкт-Петербург; Н. К. Рерих «Победа», 1942, Дом учёных Сибирского отделения РАН, Новосибирск).

Лубочная картинка «Славный, сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич едет на чуде великом – змее о трёх головах»

Лубочная картинка «Славный, сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич едет на чуде великом – змее о трёх головах, прекрасная царевна Анастасия Вахрамьевна встречает его». Бумага, литография. 1880–1889. Лубочная картинка «Славный, сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич едет на чуде великом – змее о трёх головах, прекрасная царевна Анастасия Вахрамьевна встречает его». Бумага, литография. 1880–1889.

Этот образ активно используется в советских и постсоветских экранизациях сказок и фэнтези, где его аутентичная семантика и связанные с ним мотивы меняются под влиянием авторского замысла («Василиса Прекрасная», 1939; «Илья Муромец», 1956; «Огонь, вода и… медные трубы», 1967, и др.), в мультфильмах («Царевна-лягушка», 1954; «Добрыня Никитич» , 1965; «Ивашка из Дворца пионеров» , 1981; «Алёша Попович и Тугарин Змей», 2004; «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», 2006; «Три богатыря и Шамаханская царица», 2010; «Три богатыря на дальних берегах», 2012; «Три богатыря и Морской царь», 2016; «Три богатыря и принцесса Египта», 2017, и др.).

Битва Ивана со Змеем Горынычем. Фрагмент фильма «Василиса Прекрасная». Режиссёр Александр Роу. Союздетфильм. 1939

Битва Ивана со Змеем Горынычем. Фрагмент фильма «Василиса Прекрасная». Режиссёр Александр Роу. Союздетфильм. 1939. Битва Ивана со Змеем Горынычем. Фрагмент фильма «Василиса Прекрасная». Режиссёр Александр Роу. Союздетфильм. 1939.

Художественная литература также свободно изменяет этот образ. Например, в стихотворении Н. С. Гумилёва «Змей» (1915) персонаж живёт во дворце в городе Лахоре (в стихотворении – «Лагор»; ныне Пакистан); в сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» (1975) он собирается жениться на дочери Бабы-яги , а в повести А. Н. и Б. Н. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1965) Змей Горыныч используется для научных опытов в институте волшебства НИИЧАВО. Левкиевская Елена Евгеньевна

Опубликовано 28 июня 2023 г. в 13:00 (GMT+3). Последнее обновление 28 июня 2023 г. в 13:00 (GMT+3). Связаться с редакцией

Узнать ещё

В царстве царя Гороха прошла молва, что убит наконец-то злой Змей Горыныч. Царь понимал, что совершить этот подвиг мог один из богатырей: Илья-Муромец, Добрыня Никитич или Алеша Попович. Чтобы выяснить, кто убил Змея Горыныча, царь призвал богатырей ко двору.

И стал спрашивать, кто же из них убил Змея Горыныча. Трижды он спрашивал каждого. Илья Муромец ответил так:

-Не я убил Змея Горыныча.

— Я уезжал в заморские страны.

— Змея Горыныча убил Алеша Попович.

Ответ Добрыни Никитича:

— Змея Горыныча убил Алеша Попович.

— Если бы я убил Змея, то не сказал бы об этом.

— Нечистой силы еще много осталось.

Алеша Попович сказал следующее:

— Не я убил Змея Горыныча.

— Я давно мечтаю о совершении подвига, как этот.

— Илья Муромец уезжал в заморские страны.

Вопрос: кто из богатырей убил Змея Горыныча, если известно, что каждый ответил правдиво только на два вопроса из трех?

1) Начнем с Ильи Муромца. Если он убил Змея Горыныча, то все три его ответа — неправда, а по условию ложный ответ должен быть лишь один. Значит, Илья Муромец не убивал Змея. 2) Если Змея Горыныча убил Алеша Попович, то с его высказываниями все в порядке: 1-е — ложное, 2,3 — правдивые, а вот все три высказывания Ильи Муромца при этом — правдивы, что также противоречит условию. 3) Змея Горыныча убил Добрыня Никитич. Здесь — все верно: 1-е высказывание — ложно, 2.3 — верны, и они не противоречат высказываниям остальных богатырей.

Ответ: Змея Горыныча убил Добрыня Никитич.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *