Как записать шестнадцатеричное число в c
Перейти к содержимому

Как записать шестнадцатеричное число в c

  • автор:

Конвертер десятичных чисел в шестнадцатеричные

Как преобразовать десятичное число в шестнадцатеричное

Шаги преобразования:
  1. Разделите число на 16.
  2. Получите целое частное для следующей итерации.
  3. Получите остаток от шестнадцатеричной цифры.
  4. Повторяйте шаги до тех пор, пока частное не станет равным 0.
Пример # 1

Преобразовать 7562 10 в шестнадцатеричную:

Деление
на 16
Частное
(целое)
Остаток
(десятичный)
Остаток
(шестнадцатеричный)
Цифра #
7562/16 472 10 А 0
472/16 29 8 8 1
29/16 1 13 D 2
1/16 0 1 1 3
Пример # 2

Преобразовать 35631 10 в шестнадцатеричную:

Деление
на 16
Частное Остаток
(десятичный)
Остаток
(шестнадцатеричный)
Цифра #
35631/16 2226 15 F 0
2226/16 139 2 2 1
139/16 8 11 B 2
16 августа 0 8 8 3

Битовые операции в языке Си. Восьмеричные и шестнадцатеричные числа

Данный урок курса можно считать факультативным, т. е. необязательным. Для освоения темы этого урока вам потребуется знание о двоичной системе счисления, навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую, а также вы должны иметь представление о том, что такое битовые (они же поразрядные) операции. С последним можно познакомиться по вот этой лекции.

В языке программирования C существуют следующие поразрядные операции: & (И), | (ИЛИ), ^ (исключающее ИЛИ), > (сдвиг вправо), ~ (поразрядное дополнение до единицы). Рассмотрим на примерах, как они работают, но перед этим уделим внимание выводу чисел в отличных от десятичной системах счисления.

В C можно присваивать целочисленные значения в десятичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Для того, чтобы присвоить переменной число в восьмеричной системе счисления, перед ним надо написать 0 (ноль), в шестнадцатеричной — 0x (ноль и икс), например:

int a, b; a = 077; // восьмеричное число b = 0x1F; // шестнадцатеричное число

Любые целые числа можно выводить на экран в десятичном, восьмеричном и шестнадцатеричном представлении. Пример кода для вывода определенных ранее двух переменных в различных системаъ счисления:

printf("%d %o %x %X\n", a, a, a, a); printf("%d %o %x %X\n", b, b, b, b);

В результате на экране вы увидите:

63 77 3f 3F 31 37 1f 1F

Восьмеричные и шестнадцатеричные числа используются из-за удобства при работе с двоичной системой счисления. Каждая цифра восьмеричного числа может быть заменена тремя цифрами двоичного. И каждая цифра шестнадцатеричного числа легко заменяет четыре разряда двоичного числа. Вот таблица соответствия цифр восьмеричной системы счисления числам двоичной системы:

0 000
1 001
2 010
3 011
4 100
5 101
6 110
7 111

Теперь допустим, что у нас есть восьмеричное число 037. По таблице легко понять, что в двоичном выражении оно будет выглядеть как 011 111.

Шестнадцатеричное число 7D в двоичной системе счисления будет выглядеть как 0111 1101.

Если бы мы при работе с поразрядными операциями использовали десятичные числа, то чтобы оценить результат нам бы каждый раз приходилось переводить десятичное число в двоичную систему счисления, что относительно трудоемко. Если же человек видит, например, восьмеричное число, то он может представить как оно выглядит в двоичном представлении, помня или держа перед глазами таблицу соответствия чисел. Например, как только мы видим 017, то можем представить в уме, как последние четыре бита ячейки памяти забиты единицами.

Теперь вернемся к поразрядным операциям и посмотрим как работает каждая из них. Для этого напишем небольшую программу:

int a, b; a = 017; b = 036; printf("0%o & 0%o = 0%o\n", a, b, a & b); printf("0%o | 0%o = 0%o\n", a, b, a | b); printf("0%o ^ 0%o = 0%o\n", a, b, a ^ b); printf("0%o \n", a, a  2); printf("0%o >> 2 = 0%o\n", a, a >> 2); printf("~0%o = 0%o\n", a, ~a);

Результат ее работы будет выглядеть так:

017 & 036 = 016 017 | 036 = 037 017 ^ 036 = 021 017 > 2 = 03 ~017 = 037777777760

Этот результат будет проще понять с помощью рисунка:

Результат побитовых операций

В последнем случае получилось такое большое число потому, что под форматы вывода целых чисел ( %d , %o , %X ) выделяется по 4 байта.

Теперь рассмотрим пример использования битовых операций. Допустим, у нас есть массив, требуется снять с него «маску», которая бы отражала, в какой позиции стоят отрицательные, а в какой положительные элементы. Пусть единица в бите обозначает соответствующий ей положительный элемент массива, а ноль — отрицательный. Так «битовая маска» массива будет выглядеть как 101110, или в восьмеричном представлении как 056. Составим алгоритм решения этой задачи:

  1. Будем считать, что массив состоит не более чем из 32 элементов. Поэтому для хранения его «маски» достаточно переменной типа int . Назовем ее mask и присвоим значение 0.
  2. Переберем элементы массива в цикле for . Если встречается положительный элемент, то установим соответствующий ему бит значения mask в 1.
  3. Выведем значение переменной mask на экран в виде восьмеричного числа.

Вроде бы все просто, но как установить в единицу определенный бит числа? Существует закономерность соответствия степеней двойки и двоичного представления числа:
2 0 = 0000 0001
2 1 = 0000 0010
2 2 = 0000 0100
2 3 = 0000 1000
2 4 = 0001 0000
и т.д. Теперь если применить к mask побитовую операцию | (ИЛИ), а в качестве второго операнда использовать определенную степень двойки, то один бит будет установлен в 1. Например:
(0) 0000 0000 | (2 5 ) 0010 0000 = 0010 0000
(32) 0010 0000 | (2 7 ) 1000 0000 = 1010 0000

При переборе первый элемент массива имеет индекс 0, но соответствующий ему бит в maskдолжен стоять впереди остальных. Если известно общее количество элементов массива (N), то можно определить степень двойки по формуле N — i — 1 . Так, имея четвертый положительный элемент массива (его индекс 3) из 10 элементов, следует установить в единицу седьмой с конца бит (он же будет четвертым с начала), а это значит надо использовать вторым операндом битового ИЛИ 2 6 , а 6 как раз будет 10( N ) — 3( i ) — 1.

Другая проблема — как в языке C возвести число в степень. Понятно, что можно написать свой код, но скорее всего в стандартной библиотеке уже есть подобная функция. С помощью заголовочного файла math.h можно подключить библиотеку с математическими функциями. Среди них есть функция pow() , которая принимает два числа и возвращает результат возведения первого числа в степень, выраженную вторым числом. Однако результат возвращается в виде вещественного числа, а нам требуется целое. Как быть? В Си есть операции приведения типов, которые меняют тип значения с одного на другой. Например, чтобы преобразовать значение вещественной переменной a в целое, следует написать (int) a .

Вот как может выглядеть вышеописанная программа:

#include #include #define N 12 int main() { int nums[N] = {7, 3, 9, -5, -3, 2, 1, 0, 16, -4, 2, 0}; int mask = 0; for (int i = 0; i  N; i++) if (nums[i] >= 0) mask = mask | (int) pow(2, N-i-1); printf("%o\n", mask); }

Если у вас не получается скомпилировать программу, добавьте в конце вызова gcc опцию -lm (например, gcc -o bits bits.c -lm ).

Курс с решением задач:
pdf-версия

Шестнадцатеричные числа в Си

Передо мной стоит задача реализовать алгоритм SEAL2.0. Если вкратце, то на вход из файла подается 160 символьное слово, оно делится на 5 чисел шестнадцатеричной системы счисления по 32 символа. Далее происходят разные манипуляции с этими шестнадцатеричными числами: циклический сдвиг, побитовое логическое умножение, побитовое логическое сложение и т.д. Я знаю, что Си поддерживает побитовые операции, шестнадцатеричные числа и может работать с ними. То есть можно сделать так:

char a,b,c; a=0x2f; b=0x1c; c=a&b;// поразрядное "И" 

Вопрос, можно ли как то использовать встроенные побитовые операции для больших шестнадцатеричных чисел в 32 знака? В каком формате тогда хранить такие большие числа, что бы с ними можно было работать?

Отслеживать
9,456 4 4 золотых знака 42 42 серебряных знака 57 57 бронзовых знаков
задан 10 янв 2015 в 15:04
kripiotkoo kripiotkoo
95 1 1 золотой знак 1 1 серебряный знак 3 3 бронзовых знака
что вам мешает применять битовые операции к любым другим целочисленным типам помимо char?
10 янв 2015 в 15:07

А какие целочисленные типы могут «вместить» 32 значное шестнадцатеричнное число? long int даже слишком мал.

10 янв 2015 в 15:29
Что такое «32 значное шестнадцатеричнное число»?
10 янв 2015 в 15:49
10 янв 2015 в 15:53

@kripiotkoo вы точно понимаете разницу между 16-ричной и двоичной системами счисления? То число, что вы привели — это по всей вероятности 32-разрядное двоичное число, которое может быть записано в обычную 4-байтовую переменную (обыкновенный long int обычно). В чем проблема использовать соответствующий тип данных?

Как найти в строке шестнадцатеричное число?

Author24 — интернет-сервис помощи студентам

Упакованная строка, содержащая символьное представление шестнадцатеричных чисел.
//Все символы строки, кроме цифр, помещаются в последовательность в исходном виде.
//Последовательность цифр преобразуется в целую переменную, которая записывается в упакованную строку,
//предваренная символом \0.
//Конец строки — два подряд идущих символа \0. Пример:для шестнадцатеричных чисел.
//- исходная строка : «aa0x24FFbbb0xAA65»
//- упакованная строка : ‘a’ ‘a»\0’ 0x24FF ‘b’ ‘b’ ‘b’ ‘\0’ 0xAA65 ‘\0’ ‘\0’

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
#define LEN 11 void getData(char * str) { printf("Введите последовательность(не более %d) буквенно-числовых символов:\n", LEN - 1); fgets(str, LEN, stdin); } void strPack(char * str) { char packstr[256] = "";//строка для упаковки int num = 0; while (1) { if (isalpha(*str)) { num = 0; sprintf(packstr + strlen(packstr), "'%c'", *str); } else if //как сказать что следующие значения-шестнадцатеричное число и вывести его? } if (!*str++) { sprintf(packstr + strlen(packstr), "'\\0''\\0'"); break; } } puts(packstr); } void main() { setlocale(0, "RUS"); char str[LEN]; getData(str); strPack(str); system("Pause"); }

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *