С чего начать разработку приложения
Перейти к содержимому

С чего начать разработку приложения

  • автор:

С чего начать разработку приложения

Я очень не люблю заниматься саморекламой, но в ситуации, когда команда состоит из одного человека, хочешь не хочешь, приходится и разрабатывать, и продвигать продукт самому.

Всем, кто искал, с чего начать разработку веб-приложения, хорошо известен HTML5 Boilerplate (официальный сайт, репозиторий). Как утверждают разработчики, он является «The web’s most popular front-end template». С most popular не поспоришь, а вот с современностью (соответствием современным реалиям веб-разработки) можно. И в этом нет ничего удивительного: проект создан около 6 лет назад. За последние 6 лет многое изменилось. При этом, насколько я могу судить, принципиальных изменений в проект не вносилось (для объявления переменных используется var, предусмотрена возможность добавления плагинов jQuery и т.д.), кроме, разве что, site.webmanifest, который бесполезен без сервис-воркера (и лучше использовать .json).

Я предлагаю своего рода альтернативу — современный стартовый HTML-шаблон (официальный сайт, репозиторий).

Проект включает в себя следующее:

  • index.html со всеми необходимыми meta- и link-тегами (общие, microsoft, facebook, twitter, apple (ios), android, структурированные данные: schema.org и json-ld)
  • примеры использования HTML5-тегов и CSS3-свойств
  • примеры использования CSS- и JavaScript-модулей
  • offline-first сервис-воркер
  • полноценный manifest.json
  • express.js-сервер со всеми возможными заголовками безопасности (пригодится при разворачивании приложения на heroku или аналогичном сервисе, поддерживающем node.js)
  • файл netlify.toml с аналогичными заголовками и предварительным подключением используемых страницей ресурсов (пригодится при деплое приложения на netlify)
  • простой robots.txt
  • простой sitemap.xml
  • минимальный browserconfig.xml
  • максимальный .gitignore
  • креативная страница ошибки 404
  • пример сборки проекта с помощью webpack
  • в качестве эксперимента — пример AMP-проекта (новая технология от Google для mobile-first сайтов)

Для улучшения опыта разработки дополнительно разработаны следующие инструменты:

  • HTML-сниппет для VSCode
  • расширение для VSCode
  • инструмент командной строки (CLI)

Также прошу обратить внимание на мое основное приложение, которое я разрабатываю по мере сил и возможностей — Много JavaScript (возможно, название не совсем удачное, но оно в полной мере отражает суть приложения). К слову, при его разработке использовался указанный шаблон.

Буду рад любой форме обратной связи как здесь, так и на GitHub.

Благодарю за внимание и хорошего начала рабочей недели.

Как создать свое первое мобильное приложение на Android или iOS

Как создать свое первое мобильное приложение на Android или iOS

Азамат Нурходжаев

Азамат Нурходжаев Ведущий разработчик в Home Credit Bank Kazakhstan

Как сделать свое несложное мобильное приложение на Android и загрузить его в магазин без навыков программирования? Для этого есть конструкторы и специальные фреймворки под мобильную разработку. Вместе с Азаматом Нурходжаевым, ведущим разработчиком направления мобильной разработки Home Credit Bank Kazakhstan, разобрались, как это можно воплотить в жизнь. По данным Ericsson, за последние два года потребление мобильного интернета в мире выросло вдвое, и его доля продолжает расти. Если вы давно хотели попробовать себя в мобильной разработке, сейчас самый подходящий момент. Приложения популярны, а их разработчики нужны везде.

Что такое мобильное приложение

Мобильное приложение — это программа, которая запускается на мобильных устройствах. Такими программами пользуются все, у кого есть смартфон или планшет: скачивают из магазинов приложений, устанавливают и запускают у себя. Это могут быть игры, развлекательные приложения, приложения магазинов и сервисов. Чаще всего приложения создают для операционных систем iOS и Android. Системы принципиально разные, поэтому изначально приложение пишут для одной из них, а потом с помощью других языков «переносят» в другую. Иногда для создания приложения пользуются кроссплатформенными технологиями: так можно сделать программу, которая будет запускаться на разных системах, но работать приложение будет медленнее. Можно создать приложение самостоятельно. Для этого понадобятся знания программирования и один из языков, на которых пишут код мобильных программ. Конечно, сразу реализовать сложный проект может не получиться, но если потренироваться на более простых вещах,со временем можно научиться многому.

Как устроены приложения

В широком смысле приложение — это программа для мобильных устройств: смартфонов, планшетов, умных часов и других гаджетов. Чаще всего говорят о приложениях для платформ iOS и Android. Приложения размещаются в магазинах App Store для iOS и Google Play для Android. Приложения чаще всего имеют клиент-серверную архитектуру. Это значит, что у них есть «клиентская» часть, с которой взаимодействует пользователь, и «серверная» — движок. Некоторые популярные мобильные приложения, например Wildberries или OZON, — мобильные «копии» десктопных версий, которые работают с тем же сервером, но имеют другой интерфейс.

16 месяцев
Android-разработчик
Запускайте приложения и игры для Android
4 840 ₽/мес 8 067 ₽/мес

Group 1321314280 (3)

Есть полностью локальные приложения, которые хранят данные на том же устройстве, где были запущены. Это могут быть, например, игры, для которых не нужен доступ к интернету, или инструменты, которые работают только оффлайн. Такие приложения не всегда клиент-серверные.

Из чего состоит приложение для Android

Приложения для операционной системы Android пишут на языках Java и Kotlin, иногда — на C++. Еще есть технологии, которые дают возможность писать на других языках: например, с помощью фреймворка React Native можно создавать приложения на JavaScript. У Android-приложения есть определенная структура. Программу условно разделяют на четыре компонента: Activity, Service, BroadcastReceiver, ContentProvider. Activity. Сюда относится графический интерфейс — все, что видит пользователь. Интерфейс состоит из нескольких «экранов», каждый из которых — как страница: у него свой дизайн, свое содержимое и возможности. Например, в приложении для интернет-магазина могут быть экран главной страницы, экран каталога, экран карточки товара и так далее. Между экранами можно переходить с помощью ссылок и кнопок — в андроид-разработке за них отвечает класс Intent. Service. Это компонент, который отвечает за длительную работу «в фоне», то есть без участия пользователя. Например, приложению-таймеру нужно фоново отсчитывать время до сигнала. Для таких процессов нет графического интерфейса, ведь пользователь в них не задействован — фоновую работу поддерживает сам Service. BroadcastReceiver. Название переводится как «широковещательный приемник» и в целом отражает функциональность компонента. Он принимает так называемые широковещательные сообщения (broadcast intents): обычные интенты адресованы конкретному модулю, а широковещательные может принять кто угодно. Но для приема нужен BroadcastReciever. Так можно обмениваться сообщениями внутри компонентов приложения на Android или между разными программами. ContentProvider. Этот компонент подгружает в приложение данные — так называемый контент. Например, данные из хранилища телефона, из базы данных, из удаленного интернет-источника. Если дизайн экранов относится к компоненту Activity, то их «наполнение» вроде картинок и текста — это уже контент. Небольшие программы хранят контент в локальной базе на устройстве, но крупные, например, приложения маркетплейсов, подгружают из сети, поэтому для их работы нужен интернет. Отдельно можно упомянуть базу данных. Технически она не относится к приложению, но если программа работает с какими-то данными, их понадобится где-то хранить. Для примера — тот же интернет-магазин: не получится хранить все данные о товарах в интерфейсе, понадобится база. Значит, информацию понадобится загружать из сети: память устройства просто не вместит всю базу среднего интернет-магазина. Или игра: фигурки персонажей, локации и реплики — это контент. В оффлайн-играх он может храниться в базе на устройстве, а в онлайн-играх часть контента хранится локально, а часть загружается из удаленной базы в интернете.

Зачем создавать свое приложение

  • ведут свой бизнес. Если у специалиста есть свое дело, собственное приложение может принести дополнительный трафик и новых клиентов. Для создания бизнес-приложений используются конструкторы. Они позволяют «собрать» простое приложение с минимумом кода, как из готовых блоков;
  • тренируются. Для трудоустройства начинающему специалисту нужны опыт и портфолио. Пет-проекты — отличный способ получить и то, и другое. О том, как создать пет-проект, мы рассказали в статье. Обычно «тренировочные» пет-проекты — это простые приложения, написанные «с нуля»;
  • получают удовольствие. Приложения могут создаваться для развлечения или отдыха. Иногда в них добавляют рекламу или премиум-функции, а иногда оставляют некоммерческими. Тут можно и применить конструктор, и создать с нуля.

Станьте iOS-разработчиком — работайте
в штате, на фрилансе или запускайте собственные приложения

Как подготовиться к созданию приложения

1. Подумайте о цели и задачах приложения

Заранее определитесь, зачем и для кого вы делаете приложение:

  • кто ваша целевая аудитория;
  • какие у нее потребности или проблемы;
  • какие из них сможет «закрыть» приложение;
  • как оно это сделает;
  • какой результат это даст;
  • что вы от этого получите.

2. Определите функциональность

Например, если это магазин, то можно ли будет добавить товар в «Корзину» — или пользователи смогут делать заказ только с помощью формы заявки? Чтобы понять, какие функции нужны, поставьте себя на место пользователя. Покупателю будет комфортнее, если в приложении будет удобное меню, возможность отфильтровать каталог по популярным параметрам, личный кабинет.

Еще одна функция, о которой не надо забывать, — push-уведомления. Они отображаются в «шторке» мобильной системы и напоминают пользователю о приложении.

3. Выберите инструменты

Если вы решили не писать код самостоятельно, вам понадобятся инструменты, объединенные названием Zero-Code или No-Code. В первую очередь это сервисы-конструкторы. Обычно сервисы платные, но у некоторых есть бесплатные или пробные версии.

Если вы хотите писать приложение с нуля, понадобятся знание языка программирования и подготовленная среда:

  • для мобильной разработки на Android — Java и Kotlin;
  • для iOS — Swift,
  • для написания портируемых «ненативных» (кроссплатформенных) приложений под любую среду — JavaScript и HTML/CSS,
  • для технологии Flutter — язык программирование Dart.

Некоторые проекты для мобильных устройств пишутся на других языках: C и C++, C#, Python. Например, популярные движки для создания игр Unity и Unreal Engine работают с C# и C++ соответственно.

4. Подумайте над интерфейсом и дизайном

Юзабилити и дизайн влияют на восприятие приложения. Здесь пригодится анализ ниши. Посмотрите на то, как сделаны похожие приложения. Если приложение раздражает навязчивой рекламой, слишком броским дизайном или непродуманной логикой, пользователь его удалит.

В дизайне интерфейсов есть понятие отзывчивости. Когда пользователь взаимодействует с элементом, он должен получать от него обратную связь. Например, если человек нажал на кнопку, в интерфейсе должно визуально отразиться: кнопка нажата. Если приложение «задумалось» — надо отобразить кружок загрузки. Если сомневаетесь в удобстве, протестируйте работу приложения сами или позовите на помощь знакомых.

Рисовать дизайн с нуля не обязательно. В конструкторах обычно есть готовые варианты, которые можно кастомизировать. А если вы собираетесь кодить, можно найти бесплатные макеты дизайна в сети и воспользоваться ими. Например, на сайте freepik. Можно использовать стандартные элементы, которые предлагают авторы, и немного изменить стиль.

Шаблон дизайна мобильного приложения для Android

5. Продумайте логику

Пользователь будет переключать страницы, переходить с одного экрана на другой, возможно, открывать или закрывать всплывающие окна и делать многое другое. Подумайте над поведением программы в разных ситуациях: что должно быть в приложении, как оно должно реагировать на события. Например, что должно произойти, когда пользователь нажмет на кнопку?

Нужно продумать логику отдельно для каждого компонента. Старайтесь разбивать большие задачи на более мелкие и решать их последовательно.

6. Спланируйте дальнейшие шаги

Подумайте, что будет с вашим приложением после того, как вы его напишете. Будете ли вы его развивать или продвигать, куда планируете с ним расти, как собираетесь поддерживать. Даже если все пойдет не так, как вы планировали, у вас будет примерная стратегия.

Как сделать приложение на Android: инструменты

Android Studio. Это официальная среда разработки, или IDE, для создания программ под Android. Можно пользоваться и другими средами, но AS удобнее: в ней много инструментов, ориентированных именно на мобильную разработку. Например, она полностью поддерживает мобильные фреймворки, и в ней есть инструмент для редактирования экранов. А еще в Android Studio встроен эмулятор системы Android — чтобы разработчик мог протестировать приложение, даже если под рукой нет телефона. Среда программирования есть для Windows, Linux и macOS, она бесплатная, ее можно скачать с официального сайта проекта.

Android SDK. SDK — это Software Development Kit, набор инструментов для разработки. Набор для создания андроид-приложений включает в себя, например, библиотеки и фреймворки, компилятор, который переводит написанный код в формат приложения .apk, и многое другое. Если вы установили Android Studio, среда может подгрузить SDK сама. Но если вы решили пользоваться другой средой программирования, Android SDK понадобится скачать отдельно с официального сайта — с той же страницы, что Android Studio.

Android Emulator. Эмулятор — программа, которая имитирует какую-то операционную систему, в нашем случае Android. С помощью эмулятора можно запускать приложение под Android на своем компьютере и не переносить его на телефон, чтобы протестировать. Это удобно для разработчиков и тестировщиков. Эмулятор входит в Android Studio, но его тоже можно скачать отдельно на официальной странице проекта.

Инструменты для базы данных. Если приложение будет работать с какими-то данными, их понадобится где-то хранить. Для создания локальной базы данных на устройстве можно использовать такие инструменты как SQLite. А чтобы поднять базу данных удаленно на сервере в сети, понадобится собственно доступ к серверу и СУБД, например MySQL.

Этапы разработки приложения на Android

Разработка приложения — долгий и сложный процесс. Сейчас мы хотим дать вам представление в целом, чтобы в будущем во время практики было легче сориентироваться.

Создание проекта. Чтобы разработать приложение, для начала нужно создать проект в Android Studio. Ему понадобится дать название, указать путь к проекту, имя пакета и компании-создателя, а также версию Android, с которой будет совместимо приложение. В более новых версиях выше функциональность, но такие приложения не заработают на старых Android-устройствах. Можно выбрать несколько версий, тогда приложение будет собираться в нескольких экземплярах — по одному на версию. Тут же можно включить или отключить поддержку дополнительных языков Kotlin и C++ (по умолчанию разработка идет на Java).

Добавление активностей. Начать можно с добавления основной активности. Основная активность — та, которая будет запускаться при открытии приложения, своего рода главная страница. Android Studio предлагает для нее несколько шаблонов: пустая активность, активность с меню, с формой авторизации, полноэкранная, с картой и так далее. После выбора среда несколько минут будет собирать проект, а потом откроет интерфейс для разработки — там можно писать код и менять настройки приложения.

Написание кода. Свежесозданная активность сама по себе ничего не делает. Это просто интерфейс, к которому пока не подключили функциональность. Чтобы в активности выполнялись какие-то действия, нужно описать их с помощью кода. Например, можно прописать, чтобы из экрана куда-то отправлялись данные или, наоборот, подгружались в него, задать реакции на действия пользователя и многое другое. Например, основная активность — форма логина и пароля. Тогда понадобится написать код, который принимает логин и пароль и по нажатию на кнопку отправляет их на сервер для сверки — а потом действует в зависимости от правильности данных.

Создание графического интерфейса. Активность — это голый «скелет» приложения. Чтобы им было удобно пользоваться, нужен графический интерфейс. Это то, что видит пользователь: текстовые блоки, кнопки, ссылки и так далее. Основной класс интерфейса называется View — он отвечает за выделение области на экране и рисование на ней. Элементы интерфейса андроид-приложения наследуются от View и его потомков, и их можно разделить на две категории:

  • макеты, или layouts — это своего рода каркасы, которые определяют визуальную структуру интерфейса. Например, макет таблицы, макет линейного списка и так далее;
  • виджеты, или widgets — маленькие интерактивные элементы, например, кнопки, ссылки, блоки с картой и многое другое. Виджеты можно размещать на макетах.

В Android Studio элементы графического интерфейса хранятся в XML-файлах, которые можно открыть через выпадающее меню. Отдельный модуль среды под названием Layout Editor отвечает за создание и редактирование макетов. В нем есть библиотека стандартных виджетов, которые можно добавлять на макет, но при желании можно отредактировать виджет или создать собственный.

Запуск. Приложение можно запустить на эмуляторе или на Android-устройстве, которое предварительно надо подключить к компьютеру в режиме отладки — он задается в настройках. Потом в Android Studio надо нажать Run, выбрать, на каком устройстве и в какой ориентации экрана откроется приложение — и запустить его.

Как создать мобильное приложение в конструкторе

В каждом конструкторе есть шаблоны — готовые «каркасы», которые можно доработать по своему усмотрению. Приложение можно связать с имеющейся базой данных или с CMS сайта, то есть с системой управления контентом. Это полезно, если у вас уже есть сайт или база и вы хотите перенести оттуда информацию в приложение.

Mobincube

Стоимость

На выбор доступны шесть тарифных планов, от бесплатного Free до многофункционального XXL, который стоит 1199 евро в месяц. Бесплатный тариф позволяет создавать, хранить и скачивать приложения, предоставляет доступ к аналитике. Но зарабатывать на приложении деньги, убирать ватермарку конструктора, оптимизировать продукт под магазины — премиум-функции.

Функциональность

Для создания приложений есть визуальный редактор, премиум-функции легко подключаются из личного кабинета. Продвинутые пользователи могут редактировать исходный код приложений. Можно подключить Google Analytics или базу данных.

Сайт Mobincube

Шаблоны для приложений адаптированы под потребности конкретных видов бизнеса: от регистрации на мероприятие до записи в клинику.

выбор шаблонов приложения

iBuildApp

Стоимость

Создать приложение можно бесплатно. Но большинство функций для его поддержки доступно только при выборе тарифа. Наиболее дешевый позволяет создать одно приложение и стоит 3700 руб. в месяц. Другие тарифы — корпоративные, рассчитанные на использование в веб-студиях.

Функциональность

Конструктор приложений для Android и iOS полностью русскоязычный, стоимость указана в рублях. В приложение можно добавить множество шаблонных виджетов и интеграций. Есть практически готовые решения для разных видов бизнеса.

Разработка приложений для android и ios

Kalipso Studio

Стоимость

Конструктор мобильных приложений платный, но попробовать его можно бесплатно в течение 14 дней Чтобы протестировать пробную версию, нужно заполнить форму на официальном сайте разработчика. Стоимость лицензии — от 83 долларов в месяц.

Функциональность

Этот сервис позиционируется как генератор приложений. Он поддерживает, кроме популярных Android и iOS, также Windows Mobile, Windows CE и Windows 10. В отличие от предыдущих, у Kalipso Studio есть только десктопная версия для ОС Windows. Приложения можно создавать, перетаскивая компоненты методом drag-n-drop. Потом их можно кастомизировать.

Этот сервис не Zero-, а Low-Code. Это значит, что программировать, возможно, понадобится, но немного. Зато приложение будет более гибким и менее шаблонным.

Конструктор мобильных приложений

Appy Pie App Builder

Стоимость

Платформа полностью платная, но есть бесплатная демо-версия. Минимальная стоимость тарифного плана — 999 руб. в месяц. В нем можно создавать приложения только под Android. Тариф, где можно создавать продукты и для iOS, стоит 2999 руб. в месяц.

Функциональность

Англоязычная платформа с приятным дизайном и подробными инструкциями. Этот конструктор тоже работает по принципу drag-n-drop: компоненты в приложение можно добавлять перетаскиванием. Есть много шаблонов. Appy Pie — мощный и простой, гибкий и функциональный для конструктора. В нем по умолчанию нет рекламы, которую размещают в созданных приложениях более дешевые сервисы. При желании можно добавить свою рекламу для монетизации.

Appy Pie App Builder

AppsGeyser

Стоимость

Создать простое приложение по шаблону можно бесплатно. Оптимизация под магазины, push-уведомления, поддержка покупок внутри приложения — платные услуги. Стоимость подписки начинается от 1 доллара в месяц.

Функциональность

Перечисленные конструкторы в основном позволяют создавать бизнес-приложения, которые работают в связке с CMS сайтов. На первой же странице сервис спрашивает, с какой из двух целей вы создаете проект:

  • to Grow — чтобы развивать свой бизнес с помощью дополнительного канала продвижения;
  • to Earn — чтобы зарабатывать деньги на рекламе и других способах монетизации информационного либо развлекательного проекта.

У разных целей различаются сценарии использования: список шаблонов, дополнительные возможности и другие детали. Например, для информационного приложения больше шаблонов, есть даже простые игры. В нем можно управлять рекламой. Авторы конструктора обещают, что создать приложение можно за 5 минут.

AppsGeyser

У использования конструкторов есть преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • высокая скорость создания приложения;
  • возможность создать работающий продукт без навыков кодинга;
  • интуитивно понятный интерфейс. Zero-Code-сервисы обычно создаются такими, чтобы в них было легко разобраться.

Недостатки:

  • платный доступ. Бесплатные версии имеют очень узкий функционал;
  • шаблонность. Стандартное приложение, созданное с помощью конструктора, — это мобильная версия уже существующего у вас сайта. По сути, в конструкторе вы создаете интерфейс и привязываете приложение к «внутренней» части своего сайта.

Если вы хотите погрузиться в мобильную разработку, нужно тренироваться писать приложения самостоятельно.

Как создать мобильное приложение с нуля

«Собрать» приложение из компонентов не получится. Нужно писать код, связывать модули друг с другом программно и, возможно, рисовать дизайн. На создание такого приложения потребуется больше времени, но так вы сможете получить новый опыт и попрактиковаться.

Для iOS. У компании Apple свои языки для разработки. Основной из них — Swift. Чтобы писать приложения в «родной» экосистеме, нужно устройство Apple с установленной системой macOS. Компания предлагает разработчикам среду XCode, которая «из коробки» поддерживает программирование на Swift, может эмулировать разные устройства Apple и дает большой простор для фантазии. Ее можно бесплатно скачать в App Store, магазине приложений для macOS.

Среда разработки мобильного приложения XCode

Пользователи с ПК на Windows или Linux не смогут полноценно работать с XCode и инструментами от Apple. Для них доступны возможности «ненативной» разработки, о которой мы поговорим ниже.

Для Android. Мобильные приложения под Android создаются на языках Java или Kotlin. Для этого есть свои среды программирования, например Android Studio, эмуляторы и специализированные инструменты. Язык Java считается основным и с самого начала используется в мобильной разработке. Kotlin более новый, он полностью совместим с Java. Также можно воспользоваться универсальной средой программирования, такой как Eclipse.

Android Studio - разработка мобильного приложения

Ненативно (кроссплатформенный способ). Есть еще один подход к созданию приложений: можно использовать фреймворки. Фреймворк предоставляет разработчику универсальную «коробку», набор интерфейсов, внутри которого запускается приложение. Специалист пишет логику и графический интерфейс. А создание «оболочки» для взаимодействия с системой — задача фреймворка.

Ненативные приложения обычно менее производительны, чем нативные, но для большинства задач их хватает. Писать с помощью таких технологий можно быстро и без лишних затрат на портирование приложения с одной платформы на другую.

Вот несколько примеров:

  • React Native предназначен для написания приложений на языке JavaScript. С его помощью можно написать приложение, даже если до этого вы занимались только веб-разработкой. Стек технологий будет почти таким же;
  • фреймворк Flutter от Google. Для его использования потребуется изучить язык программирование Dart. Приложение будет работать быстрее, чем на React Native;
  • среда Apache Cordova, которая позволяет взять любое веб-приложение и «обернуть» его специальным кодом для запуска не в браузере, а в мобильной ОС.

Технологий, которые облегчают разработку и использование нативного функционала устройства, становится больше с каждым днем.

Чтобы написать полноценное приложение, нужно тренироваться: сначала выполнять простые задачи, потом постепенно переходить к более сложным, постоянно изучать что-то новое. Получить необходимые для этого знания можно на наших курсах.

Как создать свое мобильное приложение?

Если вы хотите создать приложение для Android, то лучшим выбором будет Android Studio – интегрированная среда разработки для Android-приложений. В ней вы можете написать код, создать макеты и настроить функциональность. Кроме того, вы можете использовать конструктор приложений для Android, чтобы разработать проект без необходимости написания кода.

Чтобы создать мобильное приложение, вы должны понять его цель, сделать макет и определить функциональность, а затем протестировать его на устройствах. Для создания приложения для iOS вы можете использовать Xcode – интегрированную среду разработки для iOS-приложений.

В целом, создание мобильного приложения может быть достаточно простым и увлекательным процессом, если использовать правильные инструменты и подходы. Независимо от того, какой способ вы выберете, помните, что создание приложения – это длительный процесс, который требует терпения, тщательной работы и тестирования.
Если вы хотите создать приложение для Android, то лучшим выбором будет Android Studio – интегрированная среда разработки для Android-приложений. В ней вы можете написать код, создать макеты и настроить функциональность. Кроме того, вы можете использовать конструкторы приложений, такие как конструктор приложений для Android, чтобы создать свое приложение без необходимости написания кода.

Чтобы создать мобильное приложение, вы должны определить его цель, создать макет и функциональность, а затем протестировать его на устройствах. Для создания приложения для iOS вы можете использовать Xcode – интегрированную среду разработки для iOS-приложений.

В целом, создание мобильного приложения может быть достаточно простым и увлекательным процессом, если использовать правильные инструменты и подходы. Независимо от того, какой способ вы выберете, помните, что создание приложения – это длительный процесс, который требует терпения, тщательной работы и тестирования.

iOS-разработчик

Получите перспективную профессию: освойте с нуля программирование на Swift, мобильную разработку и UX/UI для iOS. За время обучения вы сделаете 5 приложений для портфолио и примете участие в трех хакатонах

картинка (95)

Азамат Нурходжаев Ведущий разработчик в Home Credit Bank Kazakhstan

С чего начать разработку приложения

Если еще пару веков назад в разных частях мира людей массово охватывала Золотая лихорадка, то сейчас с уверенностью можно сказать, что современный мир целиком и полностью поглощен мобильной лихорадкой. Найдется ли в вашем окружении хотя бы один человек, который не пользуется смартфоном? Едва ли. Продажа смартфонов растет с молниеносной скоростью, а компании-производители вкладывают баснословные суммы в мобильные технологии, их развитие и популяризацию на рынке. Мобильная разработка — очень стремительно растущая область программирования, ведь количество мобильных устройств значительно превышает количество персональных компьютеров, и эта тенденция будет только расти.

Пока Илон Маск продолжает работать над колонизацией Марса и чипированием человеческого мозга , мы продолжаем пользоваться мобильными телефонами везде — на работе, на учебе, дома, на отдыхе… Такими же темпами растет и спрос на разработчиков мобильных приложений, но в отличие от фронтэнд и backend девелоперов, рынок еще не насыщен мобильными разработчиками, поэтому сейчас — самое время начинать осваивать это перспективное направление.

В этом материале мы расскажем, что такое разработка мобильных приложений, насколько она актуальна сегодня, кто такой программист-разработчик мобильных приложений, какие навыки ему нужно освоить, с чего начать обучение и какие инструменты используют для разработки мобильных приложений и не только.

Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд - фото №1

Разработчик мобильных приложений — кто это?

Мобильные разработчики — это те люди, которые вдыхают жизнь в бездушные мобильные коробочки, некие шаманы-заклинатели, которые говорят на иностранном языке и могут практически всё, и иногда это действительно так. Но также это те люди, которые двигают прогресс вперед, создавая все более совершенные и сложные программы. Хороший программист — это не только знание языков и технологий, это еще и навыки системного мышления, так как ему приходится из ничего создавать сложные системы, это также умение работать в команде, так как сложно серьезный проект написать в одиночку, это и умение общаться и понимать заказчика, чтобы создать именно тот продукт, который он хочет.

Разработчик мобильных приложений, он же Mobile-разработчик и Mobile-программист — это программист, который разрабатывает программные приложения для всевозможных мобильных устройств, чаще всего — для смартфонов и планшетов. Именно с появлением на мобильных устройствах голосового и жестового интерфейсов профессия мобильного разработчика сейчас по праву считается самой модной и востребованной.

Всех мобильных разработчиков можно разделить на две категории, в зависимости от программного обеспечения для которого они создают программы — iOS разработчики и Android-разработчики. Специалисты из первой категории считаются самыми доходными на рынке труда, более того, после появления языков Swift и Objective-C создание приложений для Apple стало очень лёгким и удобным. Программисты, которые создают приложения для Android, используют в своей деятельности язык Java, который считается самым надежным для разработки мобильных приложений для этой операционной системы.

Какие основные задачи разработчика мобильных приложений:

  • создание ТЗ (технического задания) на разработку мобильного приложения;
  • обсуждение с заказчиком этапов и хода работы проекта;
  • построение архитектуры приложения;
  • непосредственно программирование;
  • работа с дизайнерами;
  • поддержка мобильных приложений;
  • работа с тестировщиками над отладкой и тестированием приложений;
  • помощь в создании инструкций по работе с готовым приложением;
  • оформление документации;
  • размещение приложений в AppStore и Google Play Market, Amazon Appstore, Opera Mobile Store и других магазинах мобильных приложений.

В целом, главной задачей разработчика является создание удобного мобильного приложения, которое будет безотказно работать, а также будет интуитивно понятным, полезным и многофункциональным для конечного пользователя, и, конечно же, прибыльным для заказчика.

Карьерный путь мобильного разработчика приблизительно выглядит следующим образом: стажер, младший или Junior разработчик мобильных приложений, далее Middle и Senior mobile девелопер (на этих этапах можно получить должность тимлида, то есть руководителя группы разработчиков определенного уровня), руководитель проекта и руководитель отдела разработки. Конечно же, это то, как выглядят идеальный путь мобильного разработчика, но у каждого он индивидуальный.

Разработка мобильных приложений — что это?

В понятие разработки мобильных приложений для смартфонов, планшетов и прочих мобильных устройств входит написание программного кода с целью создания программ, которые будут работать на определенных мобильных платформах (на сегодняшний день существует 2 основные платформы мобильных операционных систем — Android и iOS, и менее популярные Windows Phone и Symbian). Эти программы и приложения могут предварительно устанавливаться на мобильные телефоны, персональные цифровые помощники, корпоративные цифровые ассистенты, смартфоны и прочие мобильные устройства до того, как устройства попадут в руки пользователю, либо загружаться пользователями в устройство непосредственно в процессе использования.

Пользовательский интерфейс мобильных приложений играет очень важную роль в процессе создания приложения, ведь интерфейс является соединяющим звеном между аппаратным и программным обеспечением мобильного устройства и фокусом пользовательского взаимодействия.

В процессе разработки мобильного приложения разработчики должны всегда учитывать насколько внимание пользователей ограничено размером экрана, как сократить количество нажатий клавиш, и как наиболее компактно вместить в приложение необходимый набор функций. Поэтому для мобильных разработчиков процесс разработки мобильных приложений часто не ограничивается одним только написанием кода по поставленному заданию, разработка мобильных приложений включает в себя более широкий и творческий спектр деятельности.

Какие услуги входят в разработку?

Услуги по разработке мобильных приложений можно также разделить в зависимости от платформы, для которой будет создаваться приложение. В основные услуги входит

  • Разработка приложений для iOS.
  • Разработка приложений для Andriod.
  • Разработка VR, AR, MR приложений.

Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд - фото №2

Многие студии предлагают полное создание и управление проектом под ключ. В таком случае в пакет услуг по разработке мобильного приложения могут входить:

  • Анализ поставленной задачи, полное погружение в проект (в том числе анализ конкурентной среды) и поиск возможных существующих IT-решений.
  • Подготовка концепта и разработка дизайнерского решения (UX/UI/IA-проектирование), ТЗ (технического задания для разработчиков).
  • Разработка мобильного функционала.
  • Проведение тестирования, отладка и аудит.
  • Реализация приложения (внедрение, техническое обслуживание и поддержка).
  • Подключение аналитики, публикация приложения в онлайн-маркетах приложений.

Как к студиям, так и к частным специалистам можно обратиться с просьбой разработать полный пакет, или помочь с отдельными задачами. Например, если у Вас уже есть подготовленное техническое задание и разработан концепт, а вам нужно только написать кодовую часть, — это будет отдельной самостоятельной услугой.

Насколько актуальна разработка мобильных приложений?

Смартфоны и прочее мобильные устройства не только стали частью нашей повседневной жизни, они — полноценное предложение нас. С помощью мобильных телефонов мы не только общаемся друг с другом, но и заказываем товары из магазинов, покупаем билеты, бронируем жилье, вызываем такси, используем телефоны как навигаторы, фото- и видеокамеры, читалки, онлайн банки, и просто как способ развлечься и скоротать время. Согласно статистике опубликованной в Datareportal, 67% взрослых людей во всем мире используют смартфоны ежедневно, а это почти 5,19 млрд человек (при общем количестве населения в 7,75 млрд). Тенденция к переходу с простых мобильных устройств на многофункциональные смартфоны с каждым годом только увеличивается.

Предполагается, что в ближайшем будущем человек будет напрямую связан со своим смартфоном, то есть все функции и вся информация с наших гаджетов будет напрямую поступать в наш мозг. И пока многие изобретатели работают над этим, люди тратят время на такие, казалось бы бесполезные приложения, как отпугиватель комаров низкочастотными волнами, определитель степени зрелости арбуза, имитатор воздушно-пузырчатой упаковочной пленки или приложение, которое визуально превратит экран смартфона в бокал с пивом.

Короче говоря, актуальность разработки мобильных приложений растет не то что с каждым годом, но и с каждым месяцем. Сотни новых мобильных приложений выходят на онлайн площадках каждый день. Казалось бы, сложно придумать что-то новое, но хорошие разработки в коллаборации с хорошим маркетингом могут принести много денег создателю, явное тому подтверждение — недавно нашумевший TikTok, рейтинги которого продолжают молниеносно расти.

Что нужно знать разработчику мобильных приложений?

Разработчик мобильных приложений, как и любой другой программист, должен обладать как техническими навыками, так и личными качествами для успешной работы в команде — soft skills. В данном случае нужны такие софт скилы:

  • Структурное и аналитическое мышление;
  • Внимательность;
  • Усидчивость;
  • Навыки коммуникации;
  • Креативность и творческий подход;
  • Желание и умение самообучаться;
  • Ответственность.

С техническими навыками придется попотеть сильнее, но используя современные языки программирования, которые применяются для разработки мобильных приложений под Андроид или iOS, вполне реально создать свое первое творение уже за месяц. Вы сможете разрабатывать какие-нибудь несложные игры и даже получать с них прибыль после монетизации, но обучение профессии мобильного программиста этим далеко не исчерпывается. Если зайти в Google Play или AppStore, то вы увидите, что таких приложений большинство, и в особенности, в играх (если внимательно присмотреться, то таких игр будет 8 из 10). Простое приложение может создать каждый среднестатистический разработчик, но чтобы не оставаться в рядах “среднестатистических” придется потрудиться над тем, чтобы создать что-то действительно интересное и оригинальное, а главное, качественное. Для этого вам понадобятся такие навыки:

  • CSS и HTML, среды разработки Cocoa/Xcode, языки программирования Objective-C/С++, Java;
  • HTTP, XML, принципов объектно-ориентированного программирования, СУБД;
  • Знание Android, iOS SDK, шаблоны проектирования, распространенные библиотеки и архитектуру iOS, Android, скриптовые языки программирования (Ruby, Python), принципы клиент-серверной модели взаимодействия приложений;
  • Знание требований к релизам приложений в AppStore и Google Play;
  • Востребованы навыки работы с Core Data (фирменной локальной базой данных от Apple, которая построена по типу SQL);
  • Умение разбираться в чужом коде;
  • Владение техническим английским языком.

С чего начинают обучение? Как научиться?

Итак, вы решили попробовать себя в разработке мобильных приложений, с чего начать? Чтобы стать разработчиком мобильных приложений, нужно для начала иметь качественный фундамент. Опытные программисты советуют начать своё обучение с компьютерных наук (computer science) или с программной инженерии (software engineering), структуры данных классических алгоритмов, устройства хеш-таблиц и так далее. Нужно уяснить базовые понятия которые используются в программировании и не зависят от языка программирования или устройства. Будет нелишним знать основы C++, хотя многие считают его уже устаревшим. Отчасти это так, но это основы основ без которых не возникли бы Java и PHP. Также, полезным будет узнать о защите данных, шифровании, сетевых протоколах и о ядре unix.

Действительно качественный софт — это не только программа, которая работает без ошибок, это понятный пользователю интерфейс, и хорошо продуманная логика работы с учетом всех возможных исходов событий и вариантов их развития.

Востребованный разработчик мобильных приложений — это тот, который обращает внимание на детали и постоянно ищет новые, интересные, нестандартные решения.

Очень немаловажным является также знание английского языка хотя бы на среднем уровне. Почему это необходимо? Потому что мобильные платформы на данный момент очень быстро развиваются, каждый год появляется новая версия той или иной платформы. Кроме того, вся новая документация появляется в интернете на английском языке и её просто физически не успевают переводить на русский или украинский языки. Поэтому знание английского языка позволит вам достаточно быстро изучать документацию, применять различные новые фичи и элементы приложениях, и держаться современного тренда в данной разработке.

Если говорить о разработке мобильных приложений для чайников, то в интернете существует огромное количество различных ресурсов, сайтов, онлайн уроков, видео о том, как научиться с нуля работать с той или иной мобильной платформой, будь это Android или IOS. Можете выбирать абсолютно любую, главное, чтобы вам это было понятно, интересно, и чтобы вам это нравилось. У Google и Apple есть два главных сайта по разработке под их конкретную операционную систему: developers.google.com, developer.apple.com. При этом каждый из этих сайтов имеет локализацию на русский язык, хотя, опять же, не вся документация переведена с английского.

Разработка мобильных приложений для детей

Отдельной, достойной внимания темой является мобильное программирование для детей. Сегодня абсолютно каждый ребенок проводит невероятное количество времени со своим смартфоном или планшетом. При этом практически в 100% случаев дети играют в игры или смотрят ролики на YouTube, но это увлечение можно перенаправить в очень перспективное и практичное русло. Овладев навыками создания игр и приложений в раннем возрасте, ребёнок может вырасти очень разносторонне развитым и востребованным программистом, ведь, увлекшись программированием в детстве, вероятнее всего в дальнейшем он будет хотеть расширять свои навыки и знания, и пополнять запас новых языков программирования.

Сейчас существует много школ и курсов разработки мобильных приложений для детей 10-13 лет, где они начинают с изучения языка Scratch, который в игровой и очень понятной форме показывает основные принципы программирования. Зачастую дети быстро увлекаются подобными конкурсами, так как они не только продолжают играть на смартфонах и планшетах во время занятия, но и сами могут ощутить эту магию создания мобильного приложения. Далее они постепенно переходят к изучению Python и JavaScript, что станет для них мощной базой и хорошим стартом. Есть также и книги по программированию для детей, которые могут привлечь ребенка к изучению данной сферы.

Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд - фото №3

Под что есть разработка мобильных приложений?

В первую очередь — это те платформы, которыми мы каждый день пользуемся с помощью наших смартфонов — Android и iOS, они занимают приблизительно 95% всего рынка мобильных девайсов. Остальной процент уходит под Linux, Windows, Symbian и другие, менее популярные платформы.

К мобильным гаджетам и мобильным девайсам, кроме смартфонов, мы также можем отнести планшеты, электронные часы, фитнес-трекеры, и огромное количество новых гаджетов, которых с каждым годом появляется всё больше и больше — например, очки с дополненной реальностью и умное телевидение. Все эти девайсы зачастую также используют наши основные 2 платформы, а приложения для них можно отнести к мобильной разработке.

Как разрабатывать мобильные приложения? Какие инструменты есть — какие нужны?

Самое первое — для разработки мобильных приложений нужно выучить языки программирования. Для разных платформ подходят разные языки, поэтому изначально нужно определиться с интересующей вас платформой, а далее — с языком.

Разработка мобильных приложений для Android чаще всего выполняется на Java — старом добром объектно-ориентированном, высокоуровневом языке, на котором написано больше 90% всех приложений под андроид. За последние полгода большую популярность набирает новый язык Kotlin. Пока около 5% приложений в Google Play написаны на языке Kotlin, но с каждым годом количество этих приложений растёт.

Если говорить про iOS платформу, то здесь также используются два основных языка — Objective C, он же первый язык, который был разработан компанией Apple для написания приложений под iOS. А второй язык — это более продвинутый и более современный Swift. Если говорить о поддержке старых предложений, которые были написаны ранее, то здесь однозначно вам нужно знать Objective C, новые же приложение всё чаще пишутся именно на Swift.

Стоит упомянуть, что как для одной, так и другой платформы иногда используется язык C++. Он используется в тех случаях, когда нужно достигнуть максимальной производительности от Вашего приложения.

Очень редко, но все же возможно в мобильной разработке встретить использование таких языков как Python, C# и Unity, особенно после выхода новых фреймворков и библиотек для них, ведь по умолчанию в этих языках нет встроенных инструментов для мобильных устройств. Так, например, выход фреймворка Kivy Python быстро продвинул использование языка Python в мобильном программировании.

Какие есть особенности в разработке мобильных приложений?

Главная особенность в разработке мобильных приложений заключается в форм-факторе самих девайсов, под которые мы пишем программы, потому что это — смартфоны, планшеты, которые имеют маленький либо небольшой экран, либо нестандартный (квадратный, прямоугольный) экран. Кроме того, если мы возьмем смарт-часы, то это экранчик 2х2 см, или вообще круглый экран. Поэтому очень важным моментом создания мобильного приложения является так называемый User Experience, то есть взаимодействие с пользователем.

Следующим важным моментом в разработке мобильных приложений является большое разнообразие устройств, под которые мы хотим создать приложение. То есть, когда создается приложение, оно может рассчитываться только на смартфоны, или на смартфоны/планшеты/часы, на различные устройства дополненной реальности, или может рассчитываться на взаимодействие между несколькими экранами одновременно.

Чтобы приложение работало на всём спектре различных мобильных устройств, нам нужно предусмотреть различные способы взаимодействия с этим приложением, а также разные способы отображения информации в данном приложении.

Еще одной важной особенностью является постоянное взаимодействие с интернетом. Исторически сложилось, что мобильные приложения — это достаточно легкие приложения, которые не несут в себе большой вычислительной логики. Изначально мобильные устройства располагали достаточно скромной вычислительной мощностью, но сейчас способны утереть нос любому компьютеру десятилетней давности. Но даже, учитывая современные многоядерные процессоры и огромное количество оперативной памяти, всё равно производительность остаётся главным фактором в создании мобильных приложений. Поэтому большая часть вычислительной логики, которая есть в приложении, является взаимодействием с интернетом и с облачными сервисами.

Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд - фото №4

Этапы разработки мобильных приложений

Допустим, вы уже освоили один из необходимых языков для написания мобильного приложения и решили создать свой первый самостоятельный проект. Как будет выглядеть план разработки мобильного приложения? Подход к определению этапов разработки приложения в первую очередь должен основываться на принципах Humancentered design (HCD), то есть ориентироваться на проблемы человека (пользователя), и делать ставку на интерфейс.

Можно выделить следующие стадии разработки мобильных приложений:

— Поиск основной идеи приложения, его концепции (разработка чего-то уникального или усовершенствование уже существующего). На этом этапе также проводится анализ рынка и уже существующих продуктов, проводятся интервью со стейкхолдерами/инвесторами, и user research.

Прежде чем перейти к следующему этапу, обязательно нужно подробно описать бизнес-требования продукта (бизнес цели, ЦА, конкурентность, требования бренда, показатели успеха)

Немаловажным также является определение персоны главных клиентов (их мотивация, потребности, цели, триггеры

Определение базового функционала — минимально жизнеспособного продукта (MVP). Зачастую мобильные приложения рождаются постепенно — сначала в мир выходит демо-версия с упрощенным функционалом, а потом постепенно в последующих релизах выходят новые фичи, и такой подход чаще всего финансово оправдан. Разработчик собирает фидбек от пользователей и понимает на что делать упор в дальнейшей разработке, а в наиболее положительном исходе даже может получить минимальную прибыль.

На этом этапе плана разработки мобильного приложения определяется user experience map, то есть набор базовых функций и возможностей, доступных пользователю и их взаимодействие.

С точки зрения маркетинга здесь важно обозначить базовую модель распространения, ведь от этого также зависят основные страницы самого приложения. Также, более детально определяем последовательность действий в продвижении — источники/каналы распространения и целевые действия пользователя.

— UI/UX design — это работа дизайнера. На этом этапе мы можем начинать работать с конкретным функционалом и с четким пониманием того, какими будут шаги клиента. Здесь создается информационная архитектура, то есть основная структура навигационной системы приложения:

    • Прописывается сценарий использования;
    • Подключаются системные аналитики;
    • Создаются прототипы и дизайн взаимодействий, то есть определяется как именно будет работать приложение.

Важно уточнить что на этом этапе речь еще не идет о непосредственно дизайне приложения, работа проводится только с прототипами или с простыми макетами.

— Валидация прототипов в юзабилити-тестах (очень простое базовое тестирование макетов и прототипов) — этот этап также относится к работе дизайнера — видят ли наши клиенты в приложении ту ценность, которую мы изначально определили, способны ли они разобраться как его использовать. Часто так бывает, что функционал страницы приложения очевиден для заказчика, но совершенно не понятен пользователю.

    • По результатам тестам дизайнер вносит изменения в дизайн.
    • Создание дизайнером, проджект-менеджером и/или другими специалистами развернутого технического задания (ТЗ) для мобильного программиста. О том, как должно выглядеть техническое задание, мы расскажем в следующем разделе статьи.

— Непосредственно разработка мобильного приложения, и вспомогательных сервисов (о которых мы также расскажем ниже).

    • В процессе создания мобильного приложения мы продолжаем его постоянно тестировать и улучшать, но важно придерживаться плана поэтапных релизов, ведь часто в процессе заказчикам приходят новые идеи по функционалу и дизайну, которые могут полностью повлиять как на скорость процесса разработки, так и на план его продвижения.

— Продвижение, без него никак. Здесь подключаем максимальную маркетинговую артиллерию, на какую хватает финансирования — баннеры на сайтах и мобильная, реклама в поисковых системах, SMM, почтовая рассылка, SEO в продвижении сайта приложения, если он есть, отслеживание виральности и максимально быстрое реагирование, публикации в СМИ и на новостных порталах, даже публикация POS-материалов.. все, на что хватает денег, фантазии и инструментов. На этом этапе важно определить где находится ваша лояльная аудитория и какие каналы связи откликаются лучше всего и максимально подготовить маркетинговую часть к запуску сразу после релиза приложения.

— Далее идет повторное тестирование функциональности приложения и поиск багов, переоценка его дизайна и ТЗ, создание тестовой документации (тест-кейсов). Фиксим баги и приводим приложение в предрелизное состояние.

— Наконец, релиз! Когда серия доработок завершена и все отделы довольны результатом работы, приложение можно выпускать в мир, точнее его первую демо-версию — загружать ее в магазины приложений.

Но на этом работа над созданием приложения не заканчивается. Далее следует осуществлять постоянную техническую поддержку его работоспособности, улучшать и расширять функционал.

Как видите, разработка мобильного приложения это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Не существует готового сценария и наш план разработки мобильного приложения может изменяться, и корректироваться в зависимости от проекта.

Как должно выглядеть техническое задание?

Само по себе мобильное приложение не является одним программным элементом при создании подобного рода продуктов. Помимо того что техническое задание на разработку мобильного приложения должно включать в себя подробный план разработки как для Android, так и для iOS, существует еще масса вспомогательных программных элементов, которые помогают правильно функционировать мобильному приложению. Их также необходимо учитывать на этапах создания и разработки как технического задания для приложения, так и самого программного продукта:

  • В первую очередь у любого серьезного мобильного приложения есть серверная часть. Она необходима для эффективного обмена информации между мобильными приложениями и она тоже входит в список работ, которые необходимо проводить. Серверная часть, а именно серверный код, активно взаимодействует с базой данных и это крайне необходимо для того, чтобы существовал и функционировал весь программный комплекс.
  • Кроме этого, в состав разработки мобильного приложения может входить личный кабинет, то есть веб-интерфейс, который помогает управлять базой данных, регистрировать различных пользователей и смотреть статистику использования мобильного приложения.
  • Также, вместе с мобильным приложением может активно использоваться веб-сайт и/или панель администратора.

Список этих компонентов может изменяться в зависимости от целей и задач мобильного приложения. Поэтому, когда стоит задача разработать одно мобильное приложение нужно понимать, что помимо него следует разработать массу других компонентов, которые также влияют и на сроки разработки, и на стоимость всего проекта в целом.

Когда определена структура мобильного приложения и всех программных элементов, которые должны в него входить, необходимо позаботиться о том, чтобы правильно спроектировать само мобильное приложение, и для этого очень важно понимать что такое мокап, прототипирование и UX дизайн. Этим и определяется подход к проектированию технического задания для мобильного приложения, ведь в этом случае техническое задание не записывается текстом, а изображается в виде графического материала, который воспринимать и реализовывать гораздо легче. Ниже показан пример технического задания на разработку мобильного приложения:

Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд - фото №5

Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд - фото №6

Как было сказано ранее, при разработке мобильного приложения создается множество программных элементов, ими занимается огромное количество разных специалистов. Для того чтобы эффективно синхронизировать работу этих специалистов, и для того, чтобы на выходе получился качественный продукт, который будет соответствовать первоначальной идее и задумке, очень важно: правильно выполнить проектирование, и записать все элементы интерфейса мобильного приложения, отрисовать прототипы отдельных экранов, поработать логику различных элементов меню и кнопок, описать количество экранов, их функции, и продумать поэкранную диаграмму переходов между ними (мокап/прототип). Такой подход избавляет от необходимости долго разбираться в ТЗ и помогает в течение короткого промежутка времени быстро понять, о чём же будет мобильное приложение, какие его основные функции и что оно должно делать.

Методы разработки мобильных приложений

Существует 2 метода разработки мобильных приложений:

  • Нативная разработка;
  • Кроссплатформенная, или гибридная разработка (ReactNative, Flutter, Xamarin).

Нативная разработка подразумевает создание программы для мобильного устройства на конкретном языке под конкретную платформу. Нативные приложения достаточно производительны и не имеют ограничений в разработке (Java и Kotlin — для Android, а Swift — для iOS). К плюсам такой разработки можно отнести достаточно быструю реакцию на действия юзера, возможность иметь прямой доступ к аппаратной части и разработать наиболее привычный для пользователя конкретной платформы интерфейс. К недостаткам можно отнести достаточно высокую стоимость разработки и поддержки, и длительное время, требуемое на разработку.

Разрабатывать одно и то же приложение под разные платформы (iOS/Android) долго и дорого, к тому же их тестирование также займет достаточно длительное время (к примеру, компиляция обновлений для Андроид занимает около 30 сек), по этому если нужно создать простое приложение сразу для двух платформ, прибегают к гибридному способу разработки. Кроссплатформенная разработка производится с помощью web-технологий — HTML, CSS и JavaScript — которые позволяют разработать приложение сразу на несколько платформ. Но для того, чтобы приложение работало в соответствии со своей платформой, его нужно “перевести” на понятный платформе язык, или добавить промежуточное звено-переводчик. К достоинствам можно отнести низкую стоимость разработки, ведь для этого иногда достаточно будет задействовать всего одного специалиста. А вот к недостаткам можно отнести возможные трудности в работе всех функций и задержки в реакции на действие пользователя (приложение может быть медлительным), также интерфейс будет достаточно простым и нужно будет его дополнительно дорабатывать.

Разработка мобильных приложений дополненной реальности

Технология дополненной реальности уже плотно вошла в нашу жизнь и сегодня простым AR и VR приложением уже никого не удивить. Несмотря на столь большое распространение, для многих данная тема остается странной и непонятной. Помимо развлечения, технологии дополненной реальности используется в самых разных сферах: в медицине и здравоохранении, для обучения студентов, для моделирования и проектирования в производстве, в коммерческих целях для улучшения продаж и коммуникации с потребителем, и т.д. Разработка бизнес-приложений с AR сегодня является одним из самых востребованных и быстро растущих направлений.

Как работает технология VR:

  1. Пользователь устанавливает и запускает мобильное приложение.
  2. Наводит камеру на предмет, на который программно установлен маркер.
  3. На экране воссоздается 3D модель необходимого изображения.
  4. Пользователь может взаимодействовать с моделью двигая экраном и касаясь его.

Как видите, главной особенностью создания мобильных приложений с дополненной реальностью является необходимость “научить” программу как можно точнее распознавать маркеры в реальной жизни через камеру мобильного устройства.

Наиболее популярным вариантом для создания приложений с дополненной реальностью является движок от Unity3D — это межплатформенная среда для разработки игр и приложений не только для мобильных устройств, но и для Windows, Linux, консолей PlayStation, Xbox, Nintendo, и для всевозможных VR- и AR-устройств.

Unity, хоть и является частной разработкой компании Unity Technologies, но доступен разработчикам бесплатно, хоть и с некоторыми ограничениями (например, владельцу бесплатной версии проект не должен приносить больше 100 тыс. долларов в год). Хотя у движка есть свои минусы, которые затрудняют создание большой и тяжеловесной игры, все же он отлично подходит начинающим мобильным девелоперам, которым будет достаточно простых инструментов.

Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд - фото №7

Где можно научиться разработке мобильных приложений?

Если вы уже выучили или находитесь в процессе изучения одного из упомянутых выше языков программирования, которые чаще всего применяются при разработке мобильных приложений под iOS и Android, то можете попробовать создать мобильное приложение с помощью доступных в интернете и на YouTube кейсов и видеоуроков. Если же вы только находитесь на этапе погружения в эту тему и планируете стать на путь мобильного разработчика, то самым быстрым и результативным вариантом будет записаться на курсы мобильной разработки в IT школе.

При обучении разработке мобильных приложений на курсе Mobile Development в учебном центре DAN.IT Education вы получите максимальный пакет знаний и навыков, необходимых для создания мобильного приложения с нуля, даже если вы не сталкивались с программированием ранее. На курсе разработки мобильных приложений вы начнете изучение с популярного языка JavaScript, изучите библиотеки react и разработаете свое первое приложение под iOS и Android. Кроме того, вы научитесь строить архитектуру приложений и тестировать их, а также прокачаете софт скилы и научитесь презентовать свой продукт широкой аудитории. На протяжении всего процесса обучения студента сопровождают опытные менторы, которые помогают учитывать все индивидуальные особенности каждого проекта. Внимание к деталям, полезные лайфхаки и экономия времени на обучении и, вследствии, создание своего собственного проекта — неоспоримые аргументы в сторону того, чтобы изучать мобильное программирование на курсах, а не с уроками по разработке мобильных приложений с YouTube.

Сколько стоит разработка мобильного приложения в среднем?

Чтобы узнать правильную цену на разработку мобильного приложения, недостаточно прислать в студию разработки похожий вариант приложения к тому, которое Вы хотите разработать, и написать «Ребята, мне нужно такое же приложение. Сколько это будет стоить?» Мобильное приложение — это технический проект, для которого нужна правильная проектная техническая документация.

Цена разработки мобильного приложения зависит от детально и правильно составленного технического задания, и ее корректность напрямую зависит от того, насколько квалифицированный человек ее подсчитывает.

Также, при подсчете важно учитывать сколько времени займет дизайн, разработка, тестирование и прочие услуги по разработке. Если в студию разработки отправить запрос с просчетом стоимости разработки приложения без должной документации и технического задания, то, вероятнее всего, стоимость будет выставлена наугад, и при этом значительно завышена. Конечно же, высокая стоимость не значит качество.

Стоимость разработки мобильных приложений значительно варьируется также и от региона, в котором работают разработчики. В таких странах как США, Австралия или Великобритания стоимость работы разработчика может в два раза превышать стоимость работы разработчика из Западной Европы (150$ против 70$ в час). Программисту из Восточной Европы за час разработки Вам придется заплатить 35-50$, а разработчику из Индии и вовсе 8-30$. При этом простенькое приложение возможно написать за 1-2 месяца, а более сложное потребует от 4х месяцев работы.

Сегодня украинские программисты на фрилансе способны зарабатывать на уровне со своими западными коллегами, ведь могут позволить себе повышать цену, имея за спиной большой опыт, много сложных и интересных проектов, а также знание английского языка. Самой распространенной платформой для мобильных фриланс разработчиков в Украине является Upwork, и единственный минус этой платформы — слишком большая конкуренция.

Если оценивать стоимость всего процесса разработки мобильного приложения от А до Я в Украине, то она может варьироваться от 50 000 грн до нескольких миллионов гривен, все зависит от масштабов и сложности проекта.

Насколько окупается разработка мобильных приложений для бизнеса?

Далеко не каждый бизнесмен задумывается о разработке мобильного приложения для бизнеса, тем более если речь идет о малом и среднем бизнесе. Владельцам бизнеса мобильное приложение может быть необходимым в таких случаях:

  • если это мобильный софт, который помогает руководить внутренними процессами в компании, то есть автоматизировать бизнес (например, для ресторанов, гостиниц, торговых центров) и повышать эффективность сотрудников (доступ к общим файлам и базам данных, коммуникация, управление процессами и задачами и т.д).
  • если это программа, которая помогает решать бизнес-задачи (увеличивать продажи, повышать лояльность клиентов и узнаваемость бренда, выполнять прочие маркетинговые цели).
  • в случае, если приложение разрабатывается чисто для клиентов, то это может быть клуб лояльности в приложении, или приложение как дополнение к услугам компании (онлайн-каталоги, банкинг, трекеры доставки и прочие).

Разработка мобильного приложения для бизнеса может быстро стать окупаемым и прибыльным проектом, если бизнес построен в первую очередь в таких областях как автомобильный бизнес, индустрия красоты, спорт и фитнес, медицина, туризм, заведения общепита, доставка, онлайн-магазины, досуг и развлечения, услуги.

Даже если вы продаёте сантехнику, грамотно разработанное приложение может сыграть на пользу вашему бизнесу, однако, в любом случае, первым делом нужно тщательно просчитать, принесет ли оно ожидаемую пользу, ведь мало одной только разработки приложения, очень важную роль играет его продвижение.

Давайте рассмотрим каким образом можно развить свой бизнес с помощью мобильного приложения и тем самым поспособствовать его окупаемости:

  1. Привлечь и сохранить целевую аудиторию, а значит увеличить продажи (программы лояльности, уведомления о скидках, акциях и новинках). Таким образом бизнес может осуществлять тачпоинт с клиентом.
  2. Отстроиться от конкурентов, ведь конкуренция среди приложений в этой области не так высока. Бизнес может предлагать клиенту дополнительные бонусы только за то, что он использует приложение.
  3. Построение лояльных отношений с клиентом — это преимущество выплывает как результат работы первых двух из списка. Все любят приятные сюрпризы, для этого клиенты и подписываются на программы лояльности. Пользуйтесь маркетинговыми акциями и прочими инструментами построения доверительных отношений с клиентами посредством приложения.
  4. Формирование доверия у клиентов посредством коммуникации через приложение. Согласно опросам, люди в 2 раза охотнее пользуются мобильными приложениями от владельцев бизнеса, если в них грамотно настроены push-уведомления. Пользователи более доверительно относятся к ссылкам и переходят по ним, если владельцы бизнеса уведомляют своих клиентов лично. К тому же, здесь есть огромный простор для таргетинга целевой аудитории (например, по геопозиции и предпочтениям).
  5. Связь с корпоративным сайтом. Сочетание мобильного приложения и сайта принесет компании двойную выгоду, ведь они будут взаимодополнять друг друга: если клиент приходит из поиска гугла, приложение может осуществить более персонализированную работу с ним.

В истории существует много успешных примеров того, как мобильное приложение значительно повлияло на развитие бизнеса, например, как это было с Alibaba Mobile Business Group в Украине и России.

И еще пару советов о том, что нужно учитывать если Вы думаете над тем, чтобы создать мобильное приложение для своего бизнеса:

  • Зачастую стоимость создания мобильного приложения для бизнеса намного выше, чем стоимость разработки сайта, при этом сайты, как правило, окупаются лучше.
  • Мобильное приложение для бизнеса — это инвестиция на будущее, ведь то, что сегодня может выглядеть совсем неконкурентным, завтра может стать лидером на рынке.
  • Часто приложения-визитки так и остаются лежать в дальних папках смартфонов, теряясь за мессенджерами, социальными сетями и около медийными приложениями.
  • Еще чаще пользователи просто не хотят загромождать хранилище телефона, или предоставлять личные данные большому количеству приложений, по этому продукт должен быть качественным и действительно полезным пользователю.

Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд - фото №8

Как сэкономить на разработке мобильного приложения?

Мобильная разработка даже самой простой программы очень финансово затратна, но всё же у нас есть несколько советов касаемо того как избежать ненужных трат на разработку на начальном этапе:

  1. Дайте себе честный ответ на вопрос для чего вашему бизнесу нужно мобильное приложение. Если вы руководствовались принципом «у всех есть и мне нужно», то такое приложение обречено на провал. Оцените ситуацию трезво: достаточно ли велика ваша ниша, решит ли приложение бизнес-задачи, увеличит ли поток клиентов и не заинтересованы ли ваши клиенты и ЦА в мобильных технологиях?
  2. Тщательно продумайте стратегию MVP (то есть минимально жизнеспособного продукта), избегайте любых функциональных и дизайнерских излишеств, ваше приложение должно строго следовать цели проекта. MVP-версия мобильной программы должна включать в себя только базовые и самые необходимые функции.
  3. Экономить на проектировании, аналитике и ТЗ не рекомендуется, даже наоборот, если есть возможность выделить дополнительное финансирование на более глубокое исследование и бизнес-аналитику, воспользуйтесь этим, ведь этап проектирования подтверждает или опровергает потребность вашего клиента в мобильном продукте.
  4. На первом этапе можно создать приложение только для одной платформы — Android или iOS. Часто разработка под Android может стоить в разы больше чем под iOS, но в то же время приложения для владельцев Apple лучше монетизируются, проще адаптируются под меньшее количество типов устройств, более безопасны и будут иметь более высокое качество. Окончательный выбор должен исходить из целей бизнеса и целевой аудитории.
  5. Дизайн должен быть в первую очередь практичным и полезным. Лучше сэкономить на внешнем виде, но тщательно продумать весь функционал. Также следует помнить что большинство пользователей уже привыкли к определенному внешнему виду и элементов, и их расположению, поэтому берите во внимание те паттерны действий пользователя, которые повторяются всегда и во всех приложениях для той или иной платформы.
  6. Можно также сэкономить на методе разработки приложения — кроссплатформенная разработка стоит значительно дешевле, нежели нативная, хоть и имеет ряд недостатков, которые были описаны выше.
  7. Бэкендная, она же серверная часть любой программы обычно самая затратная. На ней можно сэкономить если настроить хранение данных на стороне клиента, то есть непосредственно в его устройстве (в таком случае приложение будет работать в онлайн-режиме). Также можно обойтись без серверной архитектуры и перенести всю поддержку на облачный сервис, или использовать SaaS-сервисы — (они также позволят сэкономить на чатах и push-уведомленияхах, если брать их готовыми, а не писать свою платформу для них). Некоторые прибегают к таким маленьким хитростям как использование Google-форм вместо собственных админ панелей и Telegram-ботов вместо приложений.
  8. Можно рискнуть и заказать разработку не у агентства, а у частного фрилансера, но в таком случае следует помнить, что всегда есть риски срыва дедлайнов и затягивания с выполнением задач, можно нарваться на недобросовестного фрилансера, который бросит ваш проект на полпути, ведь у него нет достаточной заинтересованности в вашем проекте, кроме как материальная выгода.
  9. Если же вы рассматриваете вариант сотрудничества только со студией, то и в этом случае можно сэкономить выбрав региональную студию, а не столичную. Также при выборе студии учитывайте, что студии с маленьким количеством сотрудников могут показать намного лучший результат из-за нехватки рук и лучшей коллективной отдачи.
  10. Ещё один вариант экономии — это создание приложения с помощью различных конструкторов, ведь для такого мобильного приложения не нужно особых знаний в программировании. В редакторе вы сами выберите шаблон интерфейса, подключите необходимые сервисы, аналитику, интегрируете приложение с соцсетями и так далее. Но на данный момент мы не нашли ни одного действительно полноценного конструктора который будет способен создать качественную и достойную мобильную программу самостоятельно. Существуют специалисты, которые могут помочь вам в работе с такими конструкторами, но дальнейшее продвижение также остается на ваших плечах.

Какой нужен бриф?

Бриф на разработку мобильного приложения необходим разработчику приложения для того, чтобы понимать какую идею и цели представляет заказчик. По сути, это не инструкция, и тем более не техническое задание, это предварительная заявка на разработку мобильного приложения. То, насколько грамотно составлен бриф, помогает исполнителю понять, на сколько глубоко заказчик погружен в сферу IT и насколько серьезен его подход к проекту.

В бриф на разработку мобильного приложения нужно включить:

  1. Личную информацию о заказчике и его контакты, естественно (имя, страна\город, компания, как связаться).
  2. Далее нужно рассказать о проекте — описать идею и бизнес-задачи, и это самая важная часть брифа. Опишите кратко, но четко суть проекта, что можно будет делать с помощью приложения, кто ваша ЦА, каких результатов хотите добиться.
  3. После нужно дать разработчику понять что вы хотите реализовать с технической точки зрения, то есть уточнить тип и функциональность приложения (web-приложение и мобильное, для iOS или Android, доработка\поддержка существующего проекта или создание с нуля, онлайн и офлайн приложение и т.д).
  4. Предоставьте примеры, если такие есть, желательно описать, что именно может быть схожим, а что должно отличаться.
  5. По возможности добавьте больше деталей (Если есть понимание, из каких экранов должно состоять приложение, опишите состав экранов и их функциональность. Или приложите ссылки на ТЗ, прототип, документацию).
  6. Состав работ. Здесь опишите какие части проекта уже есть и какая у них степень готовности, нужна ли вам помощь с проектировкой и написанием ТЗ, нужна ли серверная часть, админка, дизайн, последующая техподдержка (и на какой срок), продвижение.
  7. Сроки и бюджет. Укажите к какой дате нужна оценка, что хотите видеть в ней по структуре (оценка на почту в виде вилки, или смета, или КП с презентацией). Далее — к какой дате ожидается увидеть проект готовым (есть ли строгая дата сдачи проекта? Когда вы хотите получить бета-версию? А когда финально законченный проект?). И, конечно же, предполагаемый бюджет, в который вы хотите уложиться (знание ограничений бюджета поможет сразу предложить вам правильное решение задачи, вписывающееся в ваши рамки). Если вы затрудняетесь назвать бюджет, назовите хотя бы, на какой порядок сумм вы рассчитываете.
  8. Этот пункт необязателен, но если вы проводите тендер и у вас есть какие-то особые пожелания, также укажите это в брифе.

Перейдя по ссылке вы можете посмотреть шаблон брифа на разработку мобильного приложения от студии разработки Live Typing.

Какая зарплата у разработчика мобильных приложений?

Зарплата разработчика мобильных приложений в среднем составляет 1500-2000$ в Украине, но она может значительно варьироваться в зависимости от уровня знаний и навыков разработчика, и сложности проекта. Очень весомым фактором является и регион, на который работает разработчик, так как, как уже было сказано ранее, стоимость часа работы мобильного разработчика в Америке, Европе и Индии уж очень отличается. Payscale предоставил статистику, в которой определена цифра в 59100$ в год (по миру), а это 5140$ в месяц!

Согласно недавнему исследованию от Glassdоor зарплата мобильного разработчика уровня джуниор в среднем составляет 60547$ в год в США, в Украине же можно найти вакансии на позицию Junior mobile developer с оплатой в 800-1000$ в месяц. Эту группу сложнее всего анализировать, ведь на рынке большое количество начинающих мобильных девелоперов с очень разными навыками разработки. Важно понимать, что далеко не многие компании и студии готовы платить тысячу долларов мобильному разработчику без опыта, или только окончившему курсы, будьте готовы, что стартовать, вероятнее всего, придется с минимума — от 600$ в месяц.

В некоторых недобросовестных студиях разработки прибегают к “перепродаже” рабочей силы, то есть нанимают программистов с хорошими навыками, но платят по уровню джуна, а заказчику озвучивают стоимость работы программиста уровня middle, чаще всего, это сложно проверить.

Мобильные разработчики уровня middle в Украине получают в среднем 1500-2500$, а заработная плата девелоперов уровня senior может резко варьироваться от 3000-4000$ и выше. Позиция тим лида может также повышать цену работы мобильного программиста на несколько сотен долларов.

Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд - фото №9

Как заработать на разработке мобильных приложений?

Существует огромное количество способов монетизации мобильного приложения и сценариев для их воплощения. Чтобы заработать на разработке мобильных приложений, нужно четко определить вашу целевую аудиторию — кто ваш клиент, что ему интересно, что ему может быть полезным и на что он готов тратить деньги. Вне зависимости от того, какой формат приложения вы хотите выпустить, то, что работает у одних, может не сработать у вас, по этому ни в коем случае не нужно ориентироваться на других и копировать схемы конкурентов (не все фичи одинаково полезны). Можно создать конкретный инструмент под задачу бизнеса и на нем зарабатывать, можно разработать программу в качестве бизнеса под ключ и продать его кому-то, можно разработать приложение, которое будет нацелено на увеличение лояльной аудитории и сбор трафика, который в дальнейшем также может быть монетизирован, и так далее. Самое главное при выборе сценария — не забывать, что приложение в первую очередь должно быть полезным пользователю.

Вот несколько способов заработка, которые чаще всего используются в мобильных приложениях:

  • Реклама внутри интерфейса приложения: баннеры, всплывашки, пуш-уведомления, или натив в контенте самого приложения (для этого нужно подключиться к партнерским программам Google Adwords, Mobile 10 и другим, которые будет платить вам за просмотры и переходы).
  • Рекламные видеоролики (те, которые достаточно просто досмотреть до конца, чтобы они исчезли, и пользователю необязательно на них кликать) — оплата обычно производится за определенное количество полных просмотров (обычно за 1000).
  • Push-уведомления, которые всплывают поверх всего экрана и привлекают 100% внимания юзера. Такая реклама имеет большой отклик, но здесь советуем продвигать свои услуги, а не рекламировать кого-то, иначе пользователи быстро устанут от постоянного спама ненужными предложениями.
  • Осуществление покупок в самом приложении (чаще всего используется в играх, но, как правило, присутствуют почти во всех приложениях, главное — правильно замотивировать юзера).
  • Плата за подписку (покупка дополнительных функций, которые будут действовать в течении определенного времени, например с подпиской YouTube Premium вы избавитесь от назойливой рекламы и сможете смотреть ролики в офлайн режиме). Согласно статистике, у тех приложений, которые монетизируются с помощью подписок, доходность на 50% больше, чем у приложений с внутренними покупками.
  • Спонсорство, то есть запуск от имени другой компании, как правило, хорошо известной (одна сторона получает деньги и проект в портфолио, другая — увеличивает лояльную аудиторию и повышает узнаваемость бренда).
  • Платное приложение. Тут все просто — пользователь платит сразу за покупку приложения и получает максимум функций.

Это только самые основные и самые распространенные способы заработка на мобильных приложениях, и они ограничиваются только вашей фантазией.

Лучшие книги по разработке мобильных приложений

Для тех, кто предпочитает обучаться по бумажным изданиям, мы подготовили топ 6 книг по разработке мобильных приложений:

  1. Одна их самых популярных книг по разработке мобильных приложений для Андроид — «Head First. Программирование для Android» от Дэвида и Дона Гриффитс. Книга ориентирована не тех, кто уже знаком с Java и содержит много полезных советов, нюансов и лайфхаков, которые можно применить в процессе разработки. Готовьтесь практиковаться в разработке с первой главы.

Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд - фото №10

  1. «Android. Сборник рецептов» от Яна Ф. Дарвина. По сути книга — пошаговая инструкция с примерами для решения задач по работе с web-службами для опытных знатоков Java и интерфейса Java SE API.
  2. «Java: A Beginner’s Guide» от Герберта Шильдта. Это учебник для новичков в Java, подойдет для тех, кто входит в мобильную разработку с нуля, книга также охватывает некоторые более продвинутые функции Java и будет отличным стартом в обучении.
  3. Книга по разработке приложений для девайсов Apple «iOS. Приемы программирования» от Вандада Нахавандипура поможет разобраться во всех самых типичных ошибках эпл-девелоперов, поможет разобраться во всех тонкостях хранения и шифрования данных и научит создавать впечатляющие красочные интерфейсы.
  4. Книга для новичков «Swift. Разработка приложений в среде Xcode для iPhone и iPad с использованием iOS SDK» (Дэвид Марк, Джек Наттинг, Джефф Ламарш, Фредрик Олссон, Ким Топли). Рассказывает о новейших технологиях с подробными объяснениями, инструкциями и примерами. Книга отлично подходит начинающим, однако есть много неточностей в русском переводе, по этому лучше читать сразу в оригинале.
  5. Книга «Hacking with Swift» от Пола Хадсона — одна из лучших книг о разработке на Swift. Пол Хадсон — известный эксперт в мобильной разработке с более чем 30 тысячами подписчиков в Твиттере, он написал ряд качественных книг о Swift, и мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с ними всеми, если вас интересует это направление в разработке.

С чего начать разработку приложения

Разработка мобильного приложения: с чего начать?

По данным исследования eMarketer, средняя активность пользователей в мобильных устройствах в 2022 году достигнет четырех и более часов в день. 88% этого времени будет уходить на действия в мобильных приложениях.

Зачем вашему бизнесу мобильное приложение

Мобильное приложение для бизнеса — это способ повысить продажи и лояльность аудитории. В приложении клиенты могут сделать покупку в один клик или оперативно связаться с менеджером. Для компаний приложение — это простой способ напоминать о себе, например с помощью push-уведомлений. Они сообщат о выгодных предложениях или специальных акциях. В мобильное приложение можно интегрировать бонусную или скидочную карту магазина, чтобы клиенту не пришлось носить её с собой в кошельке.

Особенно востребованы мобильные приложения в сферах услуг, ритейле, финтехе, страховании, horeca. В 2021 году, по оценкам App Anniе, пользователи провели в приложениях для шопинга около 100 млрд часов, что на 18% больше, чем годом ранее. В приложениях для заказа еды и напитков количество сеансов достигло 194 млрд.

В e-commerce покупки через мобильные приложения в сегменте eGrocery – один из главных драйверов роста рынка. За последние пять лет доля мелких заказов продуктов питания увеличилась с 50% до 94%. А рост годового объема онлайн-заказов eGrocery составил 390%.

Эффективность приложений в данных нишах в несколько раз превышает инвестиции, вложенные в разработку.

Что нужно сделать до начала разработки

Шаг №1. Определите бизнес-требования проекта.

Для этого ответьте на вопросы:

  • зачем вашему бизнесу мобильное приложение;
  • какие задачи оно будет решать;
  • какие цели поможет достичь;
  • зачем ваше приложение нужно пользователю;
  • как часто он будет в него заходить;
  • откуда будет идти трафик;
  • какая функциональность поможет решить боли пользователя.
Шаг №2. Составьте техническое задание.

Обозначьте в нем функции приложения, дизайн интерфейса, пользовательское поведение. Классическое ТЗ на разработку включает:

  • целевую аудиторию продукта;
  • функциональные требования к продукту;
  • нефункциональные требования к продукту (как именно будет реализована та или иная фича в приложении);
  • пользовательские сценарии;
  • критерии того, как продукт должен решать поставленную задачу;
  • структуру приложения;
  • описание технологического стека.

Часто у бизнеса нет четкого ТЗ, а только описание бизнес-требований. Мы в Фрифлекс помогаем составить ТЗ, если его нет или в процессе составления возникают сложности.

Шаг №3. Выберите технологию.

Есть три основных подхода к разработке мобильных приложений:

  • кроссплатформенная разработка (позволяет одновременно создавать приложения сразу для нескольких ОС);
  • нативная разработка (позволяет разрабатывать приложение для одной ОС – отдельно для iOS и Android);
  • PWA (Progressive Web Application) – технология, трансформирующая web-сайт в мобильное приложение.

Мы в Friflex специализируемся на фреймворке Flutter, который сочетает в себе преимущества кроссплатформенного и нативного подходов.

Особенности разработки на Flutter:

  • отзывчивость интерфейса;
  • множество готовых библиотек UI и общего назначения, возможность создать свою библиотеку компонент;
  • простой доступ к передовым функциям платформы;
  • большое комьюнити разработчиков;
  • короткий time-to-market;
  • Flutter работает быстрее других фреймворков — на частоте 60 кадров в секунду;
  • низкие затраты на исправление ошибок и добавление новой функциональности.
Шаг №4. Сформируйте команду.

Создавая мобильное приложение, можно пойти двумя путями:

  • сформировать штат разработчиков in-house;
  • отдать разработку на аутсорс.

Компании чаще прибегают к услугам выделенной команды на аутсорсе, когда необходимо разработать проект с нуля или быстро доработать проект. Часто бизнесу это экономически выгоднее.

Для создания кроссплатформенного приложения не нужна такая большая команда, как для параллельной разработки под iOS и Android. Один Flutter-специалист может выполнять задачи двух нативных разработчиков. Меньшее количество людей не повлияет на сроки и эффективность работы.

Чтобы выделить команду специалистов для разработки приложения в соответствии с целями заказчика, нам понадобится всего 10 дней с момента получения заявки.

Плюсы разработки на аутсорсе:

  • экономическая эффективность (заказчик экономит на инфраструктуре и получает почасовую оплату за удаленную работу над проектом);
  • эффективность работы (команда ориентирована на качество реализации конкретного проекта);
  • масштабируемость команды (заказчик определяет размер команды, который легко корректируется в зависимости от задач).

Как рассчитать сроки и стоимость работ

с чего начать разработку мобильного приложения

В среднем разработка MVP (минимально жизнеспособного продукта) занимает два месяца, а на создание полноценного приложения уходит не менее трех-шести месяцев до первого релиза.

Возможные модели оплаты услуг по разработке: Fix или Time & material.

При модели Fix описывается объем работ и фиксированная стоимость. Time & material – это подход, при котором Заказчик оплачивает не фиксированную стоимость услуг, а часы работы занятых на проекте специалистов. Это позволяет гибко построить процесс разработки, дизайна и тестирования, а также реализовать максимальную прозрачность на проекте. Заказчик оплачивает услуги по фактически затраченным часам разработчика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *