Мультисим как открыть библиотеку символов
Перейти к содержимому

Мультисим как открыть библиотеку символов

  • автор:

Проектирование электронных устройств в Multisim 12.0. Часть 1

При разработке схемы электрической принципиальной в Multisim производится выбор компонентов из библиотек и их размещение в рабочей области программы, связь компонентов при помощи цепей и шин. Если есть необходимость, можно изменять свойства компонентов, добавлять текстовые надписи в рабочее поле чертежа. Multisim имеет многооконный интерфейс, что позволяет работать с несколькими схемами во время одного сеанса. При проектировании узла печатной платы проектировщик вместе с техническим заданием обычно получает исходную электрическую схему этого узла на бумаге. На электрической схеме изображаются символы компонентов, электрические связи между ними, текстовая информация, таблицы, буквенно-цифровые обозначения и основные надписи. После создания пустого листа схемы его нужно заполнить символами необходимых компонентов из библиотеки. В Multisim по умолчанию пустой лист проекта создается при запуске программы. Создать новый пустой лист схемы можно при помощи команды «Файл/Новый/Создать схему». С системой Multisim 12.0 поставляется набор примеров электрических схем. Открыть примеры можно при помощи команды «Файл/Открыть примеры». При необходимости данные схемы могут быть модифицированы пользователем под конкретную задачу. Размещение символов компонентов в рабочем поле чертежа. Выбор символов компонентов из базы данных для последующего их размещения в рабочей области программы можно произвести в окне «Выбор компонента» (рис. 1), которое можно открыть при помощи команды основного меню «Вставить/Компонент». В левой верхней части окна «Выбор компонента» расположено меню «База данных», в котором из выпадающего списка производится выбор базы данных компонентов. Ниже меню «База данных» находится меню «Раздел», в котором из выпадающего списка выбирается нужная библиотека компонентов базы данных Multisim. В поле «Семейство» расположены все группы семейств компонентов выбранной библиотеки, в то время как в поле «Компонент» отображаются все компоненты выбранного семейства.
Рис. 1. Окно «Выбор компонента» Выбор компонента производится посредством выделения при помощи левой кнопки мыши строки с названием компонента в поле «Компонент». Для ускорения поиска компонентов можно воспользоваться строкой фильтра. После того как выбор компонента произведен, его условное графическое обозначение отобразится в поле предварительного просмотра «Символ (ANSI)». Для того, что бы разместить выбранный компонент на схеме, необходимо в окне «Выбор компонента» нажать на кнопку «ОК», после чего данное окно будет закрыто, а символ компонента будет прикреплен к курсору мыши, при помощи которого необходимо поместить символ в нужное место на схеме. При добавлении в схему символов многосекционных компонентов, отображается диалоговое окно, в котором секции компонента представлены в виде вкладок, количество которых соответствует количеству секций компонента. Для размещения необходимой секции на схеме выберите при помощи левой кнопки мыши на панели секций название секции, а затем щелкните левой кнопкой мыши в необходимом месте рабочего поля программы (рис. 2).
Рис. 2. Панель секций и две секции символа компонента в рабочем поле программы Другие секции компонента добавляются в проект аналогичным способом. Необходимо отметить, что при размещении на схеме символов резисторов, катушек индуктивности, конденсаторов есть возможность задавать такие параметры компонентов как: значение (например, сопротивление), тип (например, керамический конденсатор), допуск, производитель. Для размещения символа резистора, катушки индуктивности или конденсатора на схеме необходимо открыть окно «Выбор компонента» и в поле «Раздел» выбрать пункт «Basic», а затем в поле «Семейство» при помощи левой кнопки мыши выбрать необходимое семейство: «RESISTOR» (резисторы), «INDUCTOR» (катушки индуктивности), «CAPACITOR» (конденсаторы). В следующих полях окна «Выбор компонента» (рис. 3) можно задать:

  • значение компонента – поле «Компонент»;
  • тип – поле «Тип компонента»;
  • допуск – поле «Допуск (%)»;
  • производитель – поля «Производитель модели/ID», «Производитель корпуса/Тип».

Рис. 3. Настройка в окне «Выбор компонента» параметров конденсатора, для последующего его размещения на схеме

Для того, что бы разместить выбранный компонент на схеме, нажмите в окне «Выбор компонента» на кнопку «ОК». Если вы собираете схему только для симуляции и не предполагаете дальнейшее проектирование устройства в программе NI Ultiboard, то в поле «Тип компонента» можно указать значение no type. Если в поле «Допуск (%)» отсутствует необходимое значение допуска, то нужное значение можно вписать вручную. В поле «Ссылка» можно ввести интернет-адрес сайта производителя компонента.

На схеме расположение символов компонентов можно изменять – поворачивать, отражать. Если в этом есть необходимость, выделите нужный символ при помощи левой кнопки мыши, при помощи правой кнопки мыши вызовите контекстное меню, в котором при помощи левой кнопки мыши выберите необходимую команду:

  • «Развернуть по горизонтали» — отразить выбранный символ по горизонтали;
  • «Развернуть по вертикали» — отразить выбранный символ по вертикали;
  • «90 по часовой» — повернуть выбранный символ на 90 градусов по часовой стрелке;
  • «90 против часовой» — повернуть выбранный символ на 90 градусов против часовой стрелки.

Также для изменения положения символов компонентов на схеме можно использовать комбинации функциональных клавиш:

  • «Alt+X» — отразить по горизонтали;
  • «Alt+Y» — отразить по вертикали;
  • «Ctrl+R» — поворот на 90 градусов по часовой стрелке;
  • «Ctrl+Shift+R» — поворот на 90 градусов против часовой стрелки.

При необходимости в Multisim есть возможность заменять уже размещенные в рабочем поле проекта символы компонентов. Для этого выделите при помощи левой кнопки мыши тот символ компонента, который необходимо заменить, при помощи правой кнопки мыши вызовите контекстное меню и выберите в нем команду «Заменить компонент». В результате чего будет открыто окно «Выбор компонента», в котором необходимо выбрать новый символ компонента и нажать на кнопку «ОК». Замена будет произведена. Однако, в том случае, если символ был частью схемы, связующие проводники, соединяющие символ и схему, исчезнут и их придется восстановить заново.

Управление цветом рабочего поля проекта и объектов схемы.

Multisim позволяет разработчику управлять цветом рабочего поля программы. По умолчанию цвет рабочей области белый, но при желании его можно изменить. Сделать это можно в окне «Схемные установки», которое вызывается при помощи команды меню «Установки/Схемные установки». Для изменения цвета в окне «Схемные установки» необходимо перейти на вкладку «Цвета» (рис. 4) и в поле «Цветовая схема» в меню из выпадающего списка выбрать один из пунктов:

  • «Черное поле»;
  • «Белое поле»;
  • «Белый & черный»;
  • «Черный & белый»;
  • «Выбрать».

Рис. 4. Окно «Схемные установки»

В том случае если в меню установлено значение «Выбрать», разработчик получает возможность управлять не только цветом фона рабочего поля программы, а и производить настройку цвета следующих объектов:

  • текст;
  • компонент с моделью;
  • компонент без модели;
  • компонент без корпуса;
  • проводник;
  • соединитель;
  • выбор (штриховая линия выделения объектов схемы);
  • шина;
  • ИБ/ПС (Иерархический блок/Подсхема).

Настройка цвета производится посредством нажатия на цветную иконку расположенную рядом с названием объекта, цвет которого нужно изменить и выбором необходимого цвета из палитры в окне «Палитра» (рис. 5). При этом цветные иконки отображают настоящий цвет объектов схемы. Для вступления в силу внесенных изменений нажмите на кнопку «Применить» или «ОК» в окне «Схемные установки».

Рис. 5. Окно «Палитра»

Рис. 6. Пример схемы электрической принципиальной разработанной в программной среде Multisim

Теги:

beluikluk Опубликована: 19.03.2015 0 3

Вознаградить Я собрал 0 1

Оценить статью

  • Техническая грамотность

СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ NI CIRCUIT DESIGN SUITE — MULTISIM 12.0. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Колесникова Татьяна

Система Multisim 12.0 предоставляет возможность работать с имеющимися в ее составе компонентами, редактировать их, а при необходимости самостоятельно создавать нужные компоненты. В статье описан процесс создания аналоговых и цифровых компонентов при помощи такого средства системы Multisim, как Мастер компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Колесникова Татьяна

СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ NI CIRCUIT DESIGN SUITE — MULTISIM 12.0. ЧАСТЬ 2

ПРОГРАММИРОВАНИЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРОВ В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ NI CIRCUIT DESIGN SUITE — MULTISIM 12.0
Программа схемотехнического моделирования SwitcherCAD 3
Знакомство с пакетом DesignLab 8 (PSpice). Урок 1
Protel dxp для начинающих
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ NI CIRCUIT DESIGN SUITE — MULTISIM 12.0. ЧАСТЬ 1»

Создание и редактирование компонентов

в программной среде NI Circuit Design Suite — Multisim 12.0. Часть 1

Система Multisim 12.0 предоставляет возможность работать с имеющимися в ее составе компонентами, редактировать их, а при необходимости самостоятельно создавать нужные компоненты. В статье описан процесс создания аналоговых и цифровых компонентов при помощи такого средства системы Multisim, как «Мастер компонентов».

Общие сведения о «Мастере компонентов»

«Мастер компонентов» («Создатель компонентов») предназначен для разработки новых компонентов в Multisim. Данное средство можно запустить из меню «Инструментарий/Создатель компонентов». Весь процесс состоит из восьми шагов с указанием следующих сведений о компоненте:

• основная информация (наименование компонента, тип, автор, назначение, производитель корпуса, краткое описание функций компонента);

• символ (графическое представление компонента на принципиальной схеме);

• модель SPICE (информация, используемая для представления поведения компонента в процессе моделирования проекта);

• электрические параметры компонента;

• корпус (графическое представление компонента на сборочном чертеже).

В Multisim для того, чтобы спроектировать аналоговый компонент при помощи «Мастера компонентов», необходимо в меню «Инструментарий» выбрать пункт «Создатель компонентов», где откроется первое окно «Мастера создания компонентов» (рис. 1а). В данном окне необходимо указать следующие параметры нового компонента:

• тип компонента — данный параметр задается посредством выбора необходимого значения в меню из выпадающего списка (в нашем случае нужно установить тип компонента Analog);

• назначение — данный параметр можно задать посредством установки переключателя в одну из трех позиций:

— использование для моделирования и разработки платы (модель и корпус);

— только для моделирования (модель);

— только для разработки платы (корпус). После того как все параметры установлены, необходимо нажать на кнопку «Далее», и «Мастер компонентов» откроет окно второго шага создания компонента (рис. 1б). Здесь следует ввести информацию о корпусе компонента. Это можно сделать вручную, заполнив следующие поля:

• «Односекционный компонент»/ «Многосекционный компонент»;

или же (что, на взгляд автора, является более удобным) выбрать из базы данных.

Если вы решили самостоятельно ввести информацию о корпусе компонента, «Мастер» предложит заполнить поля в окне «Добавление корпуса» (рис. 2), которое будет открыто после нажатия на кнопку «Далее». После заполнения всех полей нажмите кнопку ОК. Созданный таким образом корпус компонента будет добавлен в базу данных, и в дальнейшем его можно использовать для построения новых компонентов.

Для выбора корпуса из базы данных необходимо нажать на кнопку «Выбрать корпус», которая находится в правой верхней части окна «Создатель компонента — Шаг 2 из 8»,

после чего откроется новое окно «Выбрать корпус» (рис. 3). Рассмотрим это окно более подробно. В его верхней части находится поле «База данных», в котором при помощи левой кнопки мыши следует выбрать одну из строк:

Именно в выбранной базе данных и будет производиться поиск нужного корпуса. В центральной части окна «Выбрать корпус» находится поле Data List (список данных), где в виде списка отображается информация обо всех корпусах компонентов, имеющихся в предлагаемой базе данных. Выбор корпуса производится на основе анализа следующих данных поля Data List:

• тип монтажа (поверхностный SMT или сквозной TH);

посредством выделения при помощи левой кнопки мыши нужной строки.

При этом выбранный корпус отобразится в поле просмотра в нижней части окна «Выбрать корпус». Чтобы ускорить процесс поиска корпуса в базе данных, можно воспользоваться кнопкой «Фильтр», которая находится в верхней правой части рассматриваемого окна. А чтобы закончить процесс выбора корпуса компонента и вернуться в окно «Создатель компонента — Шаг 2 из 8», необходимо нажать на кнопку «Выбрать» в нижней правой части окна «Выбрать корпус».

Для перехода к следующему шагу создания нового компонента нажмите на кнопку «Далее». В результате откроется окно

Рис. 1. Окно создания аналогового компонента:

а) «Создатель компонента — Шаг 1 из 8»; б) «Создатель компонента — Шаг 2 из 8»; в) «Создатель компонента — Шаг 3 из 8»; г) «Создатель компонента — Шаг 4 из 8»; д) «Создатель компонента — Шаг 5 из 8»; е) «Создатель компонента — Шаг 6 из 8»; ж) «Создатель компонента — Шаг 7 из 8»; з) «Создатель компонента — Шаг 8 из 8»

Рис. 2. Окно «Добавление корпуса» для аналогового компонента

«Создатель компонента—Шаг 3 из 8» (рис. 1в). В нем производится ввод изображения символа. В верхней левой части окна находится поле просмотра, где визуально отображается символ компонента. При необходимости этот символ можно отредактировать или же скопировать из базы данных — в случае полного несоответствия вашему представлению. Для редактирования символа нужно нажать кнопку «Редактировать», тогда откроется окно редактора «Создание символа» (рис. 4), который предоставляет набор средств для редактирования графики и выводов символов компонентов, а также для создания символов компонентов. Средства редактирования размещены на инструментальных панелях и на следующих вкладках:

• «Выводы» — на данной вкладке указываются такие параметры выводов, как форма, длина, видимость выводов, шрифт, стиль, расположение и размер символов номеров выводов. Число строк вкладки зависит от количества выводов в компоненте. Для каждого отдельного вывода устанавливаются свои значения параметров;

• «1 слой графики» (рис. 5) — число строк данной вкладки зависит от количества элементов графики в символе. В каждой отдельной строке указываются для каж-

Рис. 3. Окно «Выбрать корпус» для аналогового компонента Рис. 4. Окно редактора создания символов

136I проектирование i сапр

Г»—- ы | ‘ТГ — 1 1Н> im 1-1 U-II

Рис. 5. Вкладка «1 слой графики» редактора создания символов

Рис. 6. Окно «Выбрать символ» Рис. 7. Окно «Выбрать модель»

дого элемента графики такие параметры, как: наименование графики, стиль линии, ширина и цвет линии, узор и цвет заполнения.

Более подробно работа с редактором «Создание символа» будет рассмотрена в одной из следующих статей этого цикла.

Копирование символа из базы данных производится при помощи кнопки «Копировать из БД» окна «Создатель компонента — Шаг 3 из 8». После нажатия на кнопку открывается окно «Выбрать символ» (рис. 6), в котором и выбирается наиболее подходящий символ из имеющихся в базе данных. Для подтверждения выбора и возврата в окно «Мастера компонентов» нажмите кнопку ОК. Выбранный в библиотеке символ появится в окне просмотра. Установив переключатель в поле «Стандарт» в нужную позицию, можно задать стандарт отображения символа: ANSI или DIN. Кнопка «Копировать в . » предназначена для того, чтобы настроить использование одного и того же символа как для ANSI-, так и для DIN-отображения. После того как все действия по созданию условного графического обозначения выполнены, необходимо нажать кнопку «Далее». На четвертом шаге создания компонента (рис. 1г) производится установка следующих параметров выводов:

• тип («Земля», «Питание», «Двунаправленный», «Вход», «Выход», «Пассивный», NC — неподключенный).

С помощью кнопки «Добавить скрытый» при необходимости добавляются скрытые выводы. Удалить скрытый вывод из «Таблицы выводов» можно следующим образом. Выделите левой кнопкой мыши в таблице

строку, которая подлежит удалению, и нажмите кнопку «Удалить скрытый». Названия выводов символов можно отредактировать в поле «Выводы символа». После окончания выполнения всех действий по установке параметров выводов нажмите на кнопку «Далее». На следующем шаге создания аналогового компонента производится выбор соответствия выводов символа выводам корпуса. На данном шаге значения поля «Выводы символа» изменить нельзя. Каждая строка поля «Выводы корпуса» представляет собой меню, которое можно открыть, щелкнув в строке левой кнопкой мыши. Значения выводов корпуса представлены в данном меню в виде выпадающего списка из чекбоксов (рис. 1д). Выбор значений соответствия выводов символа выводам корпуса выполняется установкой флажка в чекбоксе. Для продолжения работы с «Мастером компонентов» нажмите кнопку «Далее». Шестой шаг создания аналогового компонента — выбор SPICE-модели для моделирования. Данную модель можно

Рис. 9. Создание модели — ввод параметров компонента

выбрать из базы данных, загрузить с диска компьютера или создать самостоятельно. Для выполнения этих действий в окне «Создатель компонента — Шаг 6 из 8» (рис. 1е) предназначен ряд кнопок:

Кнопка «Копировать в . » для односек-ционного компонента неактивна. Название модели вводится вручную с клавиатуры в поле «Модель» или же устанавливается автоматически в зависимости от способа выбора модели. При помощи кнопки «Выбрать из БД» можно загрузить модель наиболее близкого по параметрам компонента (рис. 7) и отредактировать ее в поле «Состав». Загрузить модель из предварительно подготовленного файла можно при помощи кнопки «Загрузить». Файлы моделей имеют расширение .«г. Используйте кнопку «Создать» в том случае если вы хотите создать SPICE-модель самостоятельно. Создание модели состоит из двух шагов, на первом из которых в окне «Выбор исходной модели» (рис. 8) производится выбор типа создаваемого компонента, а на втором — ввод параметров компонента (рис. 9). В случае отсутствия подходящей исходной модели — откажитесь от данного способа выбора SPICE-модели для моделирования. После того как все параметры компонента заданы, нажмите на кнопку ОК, в результате чего вы вернетесь в окно «Создатель компонента — Шаг 6 из 8». Для перехода к следующему шагу создания компонента нажмите

Рис. 8. Окно «Выбор исходной модели»

Рис. 10. Окно «Наименование нового семейства»

Рис. 11. Символ разработанного

аналогового компонента в рабочем поле программы

на кнопку «Далее». Шаг седьмой (рис. 1ж) — это установка соответствия между символом и моделью. При этом символ должен содержать не меньшее число выводов, чем число используемых узлов в модели. Значения узлов модели задаются в соответствующем поле таблицы «Таблица выводов». Каждая строка поля «Узлы модели» представляет собой меню, которое можно открыть, щелкнув в строке левой кнопкой мыши. Значения узлов модели представлены в данном меню в виде выпадающего списка. Для окончания работы в окне «Создатель компонента — Шаг 7 из 8» необходимо выбрать тип SPICE-модели (поле «тип SPICE-модели»), установить номинал и единицы измерения компонента (поле «Величина») и нажать на кнопку «Далее». На заключительном шаге создания аналогового компонента (рис. 1з) необходимо задать семейство, раздел и базу данных для сохранения разработанного компонента. Определить семейство компонента можно при помощи кнопки «Добавить семейство». После нажатия на данную кнопку откроется окно «Наименование нового семейства» (рис. 10), в котором необходимо заполнить значения полей «Выбрать семейство» и «Наименование», после чего нажать на кнопку ОК. Для завершения работы с «Мастером компонентов» необходимо в окне «Создатель компонента—Шаг 8 из 8» нажать на кнопку «Закончить». В результате чего окно «Мастера» будет закрыто, а разработанный символ компонента будет прикреплен к курсору мыши. Для размещения символа в рабочем поле программы щелкните левой кнопкой мыши в необходимом месте проекта (рис. 11). Проверьте наличие разработанного компонента в базе данных.

Рис. 12. Окно создания цифрового компонента:

а) «Создатель компонента — Шаг 1 из 8»; б) «Создатель компонента — Шаг 2 из 8»; в) «Создатель компонента — Шаг 3 из 8»; г) «Создатель компонента — Шаг 4 из 8»; д) «Создатель компонента — Шаг 5 из 8»; е) «Создатель компонента — Шаг 6 из 8»; ж) «Создатель компонента — Шаг 7 из 8»

Также при помощи «Мастера компонентов» можно создать и цифровой компонент.

Рассмотрим процесс создания цифровых компонентов в программе Multisim на примере микросхемы К155 ЛН2 (зарубежный аналог SN7405N). Откроем «Мастер компонентов» (рис. 12а). В данном окне необходимо указать следующие параметры нового цифрового компонента:

• назначение — данный параметр можно задать посредством установки переключателя в одну из трех позиций:

— использование для моделирования и разработки платы (модель и корпус);

— только для моделирования (модель);

— только для разработки платы (корпус);

• тип компонента — данный параметр задается посредством выбора необходимого значения в меню из выпадающего списка (в нашем случае нужно установить тип компонента Digital);

После того как все параметры заданы, необходимо нажать на кнопку «Далее», после

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 13. Окно «Добавление корпуса» для цифрового компонента

чего «Мастер компонентов» откроет окно второго шага создания цифрового компонента (рис. 12б). На данном шаге производится ввод информации о корпусе компонента. Данную информацию можно ввести вручную, заполнив следующие поля:

• «Односекционный компонент»/«Много-секционный компонент».

В случае когда разрабатываемый компонент многосекционный, следует также установить необходимые значения в полях:

• «Общее количество выводов»;

• «Название» — в данном поле вводится название секции компонента.

Для каждой отдельной секции компонента можно задать свое название и количество выводов. Секции компонента отображаются в виде вкладок в поле «Секции», количество которых соответствует значению, введенному в поле «Количество секций». После того как все поля в окне «Создатель компонента — Шаг 2 из 8» заполнены, мастер предложит ввести информацию о разрабатываемом компоненте в окне «Добавление корпуса» (рис. 13), которое будет открыто после нажатия на кнопку «Далее». В данном окне необходимо заполнить следующие поля:

• иШЬоаЫ — корпус иШЬоаЫ;

• SMT/TH — тип монтажа: сквозной или поверхностный;

Выводы могут иметь как цифровое, так и буквенное обозначение. Разрешить буквенно-цифровую нумерацию можно посредством установки флажка в одноименном чекбоксе, в результате чего станут активными два следующих поля:

Рис. 14. Окно «Выбрать корпус» для цифрового компонента

• «Буква (кол)» — количество букв, которые будут использоваться для обозначения выводов корпуса;

• «Цифра (ряд)» — количество цифр, которые будут использоваться для обозначения выводов корпуса.

После заполнения всех полей нажмите кнопку ОК. Созданный таким образом корпус компонента будет добавлен в базу данных и использован в дальнейшем для создания новых компонентов.

Для выбора корпуса из базы данных нужно нажать на кнопку «Выбрать корпус», которая находится в правой верхней части окна «Создатель компонента — Шаг 2 из 8», в результате откроется новое окно «Выбрать корпус» (рис. 14). Выберите в данном окне наиболее подходящий корпус для разрабатываемого компонента и нажмите на кнопку «Выбрать», затем система вернет вас в окно «Создатель компонента — Шаг 2 из 8». Для перехода к следующему шагу создания нового компонента нажмите кнопку «Далее», тогда откроется окно «Создатель компонента — Шаг 3 из 8» (рис. 12в). В этом окне производится ввод изображения символа. В верхней левой части окна находится поле просмотра, в котором отображается символ компонента. Поле просмотра содержит вкладки, число которых соответствует числу секций в символе разрабатываемого компонента. Секции

символа независимо друг от друга при необходимости можно редактировать (кнопка «Редактировать») или же копировать из базы данных (кнопка «Копировать из БД»). Установив переключатель в поле «Стандарт» в нужную позицию, можно задать стандарт отображения символа — ANSI или DIN. В полях «Скрытые выводы группы» и «Скрытые выводы питания» можно задать скрытые выводы символа компонента. После того как все действия по созданию условного графического обозначения выполнены, необходимо нажать кнопку «Далее». На четвертом шаге создания компонента (рис. 12г) производится установка следующих параметров выводов:

При помощи кнопок «Добавить скрытый» и «Удалить скрытый» при необходимости добавляются или удаляются соответственно скрытые выводы. Выполнив все действия по установке параметров выводов, нажмите на кнопку «Далее». На следующем шаге создания цифрового компонента производится выбор соответствия выводов символа выводам корпуса. Значения выводов корпуса можно установить вручную или при помощи кнопки «Автоназначение» диалогового окна «Распределение выводов» (рис. 15). Это

сапр i проектирование

окно можно вызвать, нажав кнопку Map pins («карта выводов»), которая находится в нижней правой части окна «Создатель компонента — Шаг 5 из 8» (рис. 12д). Для продолжения работы с «Мастером компонентов» нажмите на кнопку «Далее». Шаг шестой создания цифрового компонента — выбор SPICE-модели для моделирования. SPICE-модель можно выбрать из базы данных, загрузить с диска компьютера или создать самостоятельно при помощи кнопок «Выбрать из БД», «Загрузить», «Создать» для каждой секции разрабатываемого компонента. Кнопка

«Копировать в . » предназначена для копирования информации о модели из выделенной секции многосекционного компонента в другие выбранные секции. Секции компонента представлены в окне «Создатель компонента — Шаг 6 из 8» (рис. 12е) в виде вкладок, чье количество соответствует количеству секций в разрабатываемом компоненте. Для перехода к следующему шагу создания компонента нажмите кнопку «Далее».

Шаг седьмой (рис. 12ж) — установка соответствия между символом и моделью. При этом символ должен содержать не меньшее число выводов, чем число используемых узлов в модели. Значения узлов модели задаются в соответствующем поле таблицы «Таблица выводов» для каждой секции компонента. Секции компонента представлены в окне «Создатель компонента — Шаг 7 из 8» в виде вкладок, количество которых соответствует количеству секций в разрабатываемом компоненте. Для перехода к следующему шагу создания компонента нажмите кнопку «Далее».

На заключительном шаге создания цифрового компонента необходимо задать семейство, раздел и базу данных для сохранения разработанного компонента. Для завершения работы с «Мастером компонентов» необ-

ходимо в окне «Создатель компонента — Шаг 8 из 8» нажать кнопку «Закончить».

В результате окно «Мастера» закроется, а в рабочем поле проекта будет открыта панель секций разработанного символа компонента. Для размещения необходимой секции символа на схеме выберите при помощи левой кнопки мыши на панели секций название секции, а затем щелкните левой кнопкой мыши в нужном месте рабочего поля программы (рис. 16). Другие секции компонента добавляются в проект аналогичным способом. По окончании создания компонента проверьте его наличие в базе данных, а также его функционирование. ■

1. NI Circuit Design Suite — Getting Started with NI Circuit Design Suite. National Instruments. January 2012.

2. Технология Виртуальных Приборов компании National Instruments. National Instruments. 2013.

3. NI Multisim — Fundamentals. National Instruments. January 2012.

4. PROFESSIONAL EDITION RELEASE NOTES NI Circuit Design Suite Version 12.0.1. National Instruments. 2012.

Основные характеристики микросхемы ML7105

• Микроконтроллер ARM Cortex-МО

• 12 кбайт памяти для пользовательского приложения, 16 кбайт ОЗУ

• UART, SPI Host Controller Interface (HCl)

• Интерфейс l2C (Master & Slave) для EEPROM

• Рабочее напряжение 1,6-3,6 В

• Диапазон рабочих температур -20. +70 «С

• в режиме Deep Sleep — не более 0,7 мкА

• в режиме Idle — не более 3 мА

• в режиме передачи (ТХ) — не более 9 мА

• в режиме приёма (RX) — не более 9 мА

• 32-выводной корпус WQFN

Новые решения Bluetooth® Low Energy от ROHM Semiconductor

ROHM Semiconductor представляет микросхему ML7105 и модуль МК71050 Bluetooth’* Low Energy производства компании LAPIS Semiconductor для организации беспроводной связи в диапазоне 2,4 ГГц

Bluetooth* Low Energy модуль МК71050

Создан на базе микросхемы ML7105, состоит из микросхемы ML7105, EEPROM, 26-МГц кварца и встроенной РСВ-антенны диапазона 2,4 ГГц. Габаритные размеры 10x13x1,45 мм. Энергопотребление:

в режиме Deep Sleep — не более 0,7 мкА в режиме передачи (ТХ) — не более 9 мА в режиме приёма (RX) — не более 8,8 мА

Как открыть библиотеку символов в программе Мультисим

uchet-jkh.ru

Программа Мультисим является одним из вершинных инструментов для разработчиков и электронщиков, позволяющим проектировать и симулировать электрические схемы. Однако, для эффективного использования этой программы необходимо знать, как открыть и использовать библиотеку символов.

Библиотека символов представляет собой коллекцию различных компонентов, таких как резисторы, конденсаторы, транзисторы и т.д. Они являются основными элементами, используемыми при создании электрических схем. Открытие библиотеки символов позволяет получить доступ к этим компонентам и использовать их в своих проектах.

Чтобы открыть библиотеку символов в программе Мультисим, вам необходимо найти иконку «Библиотека символов» на панели инструментов. Обычно она имеет изображение книги или открытого папки. После того, как вы найдете иконку, просто нажмите на нее, чтобы открыть библиотеку символов.

Внутри библиотеки символов вы найдете различные категории компонентов, такие как активные элементы, пассивные элементы, инструменты измерений и многое другое. Выберите нужную категорию и найдите необходимый вам компонент. Когда вы нашли нужный компонент, просто перетащите его на рабочую область, чтобы использовать его в своей схеме.

Открытие и использование библиотеки символов в программе Мультисим является важным шагом для создания электрических схем. Помните, что все компоненты в библиотеке символов имеют свои уникальные свойства и параметры, которые можно настроить. Не забывайте изучить документацию программы Мультисим и экспериментировать с различными компонентами, чтобы научиться полностью использовать их потенциал.

Мультисим: открытие библиотеки символов

Мультисим — это программное обеспечение, которое используется для создания и моделирования электрических схем. В программе есть множество символов, которые могут быть использованы для создания различных элементов схемы. Открытие библиотеки символов — это важный шаг при работе с Мультисим, так как именно здесь находятся все необходимые элементы, которые можно добавить в схему.

Чтобы открыть библиотеку символов в Мультисим, выполните следующие действия:

  1. Откройте программу Мультисим на вашем компьютере.
  2. В верхней панели меню выберите вкладку «Library» (Библиотеки).
  3. В раскрывающемся меню выберите «Open Library» (Открыть библиотеку).

После выполнения этих действий на экране откроется окно, в котором будут отображены все доступные библиотеки символов.

В этом окне можно видеть список библиотек, упорядоченных по категориям. Вы можете выбрать нужную категорию, чтобы посмотреть доступные символы или воспользоваться поиском, чтобы быстро найти нужный элемент. Когда вы находите нужный символ, просто щелкните на нем, чтобы его добавить в текущую схему.

Не забывайте сохранять свою работу, чтобы не потерять сделанные изменения. Для сохранения схемы и выбранного символа используйте опцию «Save» (Сохранить) в верхнем меню программы.

Открытие библиотеки символов в программе Мультисим — важный шаг, который позволяет вам выбирать и использовать нужные элементы в вашей электрической схеме. Следуя приведенным выше инструкциям, вы сможете легко находить и добавлять символы из библиотеки в свою схему.

Мультисим: пошаговая инструкция

Программа Мультисим предоставляет возможность создавать схемы и моделировать работу электронных схем. Для удобства работы со схемами в программе доступна библиотека символов, где можно найти различные компоненты и элементы, необходимые для построения и моделирования схем.

Чтобы открыть библиотеку символов в программе Мультисим, выполните следующие шаги:

  1. Запустите программу Мультисим на своем компьютере.
  2. В основном окне программы найдите панель инструментов сверху.
  3. На панели инструментов выберите вкладку «Components» (Компоненты).
  4. В появившейся панели инструментов выберите кнопку «Arrow» (Стрелка).
  5. Появится выпадающее меню. В этом меню выберите «Place Component» (Разместить компонент).
  6. После этого по центру основного окна программы откроется панель библиотеки символов.

Теперь вы можете использовать библиотеку символов для построения схем. Для этого просто выберите необходимый компонент или элемент из панели библиотеки символов и перетащите его на рабочее пространство.

По умолчанию в библиотеке символов доступны различные категории компонентов и элементов, такие как источники питания, резисторы, конденсаторы и многое другое. Вы можете просмотреть эти категории, выбрав соответствующую вкладку в панели библиотеки символов.

Если вам необходимо найти конкретный компонент или элемент, вы можете воспользоваться поиском в панели библиотеки символов. Для этого просто введите название компонента или его часть в поле поиска, расположенное в верхней части панели.

Таким образом, открытие и использование библиотеки символов в программе Мультисим очень просто и интуитивно понятно. Благодаря этой функции вы сможете удобно и эффективно строить и моделировать электронные схемы.

Полезные советы по работе с библиотекой символов

Работа с библиотекой символов в программе Мультисим может быть очень удобной и эффективной при настройке схем электрических схем. Вот несколько полезных советов, которые помогут вам максимально использовать возможности этого инструмента:

  1. Организуйте библиотеку символов. Создайте логические категории в библиотеке, чтобы символы были удобно организованы и легко находились. Например, вы можете создать категории для различных компонентов, таких как резисторы, конденсаторы, индукторы и т.д.
  2. Используйте поиск. Если ваша библиотека содержит большое количество символов, не забудьте использовать функцию поиска, чтобы быстро найти нужный символ. Просто введите ключевые слова в строку поиска и программа отобразит все символы, связанные с этими ключевыми словами.
  3. Добавьте пользовательские символы. Если вы не нашли нужный символ в стандартной библиотеке, вы можете создать и добавить свои собственные символы. Программа Мультисим позволяет редактировать существующие символы или создавать новые символы с нуля. Это очень удобно, когда у вас есть особые требования к электрическим компонентам.
  4. Обновляйте библиотеку символов. Библиотеки символов постоянно обновляются, чтобы отражать изменения в электронной индустрии. Проверяйте доступность обновлений и регулярно обновляйте вашу библиотеку символов, чтобы быть в курсе последних компонентов и технологий.
  5. Делитесь библиотеками символов. Если у вас есть интересные символы, которые могут быть полезны другим пользователям Мультисим, подумайте о возможности поделиться ими. Вы можете создать свою собственную библиотеку символов и предоставить ее другим пользователям для обмена опытом и улучшения совместной работы.

Все эти советы помогут вам эффективно использовать библиотеку символов в программе Мультисим и быстро создавать электрические схемы. Имейте в виду, что хорошая организация и поиск символов существенно ускоряют процесс разработки и повышают вашу продуктивность.

Вопрос-ответ

Как открыть библиотеку символов в программе Мультисим?

Чтобы открыть библиотеку символов в программе Мультисим, вы должны нажать на кнопку «Новый символ» на панели инструментов или выбрать пункт «Файл» в главном меню, затем выбрать «Открыть библиотеку символов». Это откроет окно библиотеки символов, где вы сможете просматривать доступные символы, добавлять новые символы и удалять существующие.

Как добавить новые символы в библиотеку символов в программе Мультисим?

Чтобы добавить новые символы в библиотеку символов в программе Мультисим, вы должны открыть окно библиотеки символов, нажать на кнопку «Добавить символ» или выбрать пункт «Файл» в главном меню, затем выбрать «Добавить символ». После этого вы должны выбрать файл символа, который вы хотите добавить, и нажать кнопку «Открыть». Новый символ будет добавлен в библиотеку, и вы сможете его использовать при создании схем в Мультисим.

Как удалить символы из библиотеки символов в программе Мультисим?

Чтобы удалить символы из библиотеки символов в программе Мультисим, вы должны открыть окно библиотеки символов, выбрать символы, которые вы хотите удалить, и нажать кнопку «Удалить символ» или выбрать пункт «Правка» в главном меню, затем выбрать «Удалить символ». Мультисим запросит подтверждение, и после подтверждения выбранные символы будут удалены из библиотеки.

3.1.3.2. Создание и редактирование символов компонентов

Работа с графическим редактором начинается с очистки поля экрана выбором команды File>New или загрузкой созданного ранее файла схемы по команде File>Open. После этого приступают к настройке конфигурации схемного редактора с помощью команд меню Options(рис.3.14, а)).

Рис.3.14.Меню Optionsa) и диалоговое окноPageSizeб)

Выбор формат чертежа и система единиц.

Формат чертежа и система единиц (метрическая/английская) выбираются по команде Options>PageSize(рис.3.14, б)). В левой колонке меню этой команды выбирается формат листа схемы в американской системе А, В, . Е — и одновременно тем самым все размеры на схеме устанавливаются в дюймах (inch). В правой колонке выбирается формат листа в привычной нам европейской системе А4, A3, . А0 — и все размеры на схеме устанавливаются в миллиметрах

(mm). Обратим внимание, что во всех стандартных форматах длинная сторона листа располагается по горизонтали.

Нестандартные размеры листа схемы устанавливаются выбором пункта меню User Defined (Формат, задаваемый пользователем). Следует иметь в виду, что указываемые здесь данные определяют размеры внутренней рамки на листе схемы, поэтому при задании полей по 5 мм со всех сторон листа формата А4 следует задать размер по горизонтали 200 мм, по вертикали

287 мм. Формат бумаги (и, соответственно, систему единиц) можно многократно изменять в процессе редактирования схемы.

Основная надпись

Изображение основной надписи и ряд других параметров выбираются в меню команды Options>EditorConfiguration(рис.3.15).

На строке Title Block Symbol указывается имя символа основной надписи (углового штампа). По умолчанию загружается угловой штамп titleblk, находящийся в библиотеке special.slb как отдельный символ изображенный на рис.3.16.

Можно самостоятельно создавать угловые штампы по ЕСКД, переходя в режим редактирования символов. Нужно только иметь в виду ряд обстоятельств:

1) После создания графики углового штампа по команде Graphics>Origin в качестве точки привязки символа указать правый нижний угол штампа (тем самым обеспечивается правильное расположение углового штампа относительно рамки чертежа);

2) В строке Туре команды Part>Definition выбрать тип символа title block;

3) Стандартные надписи в угловом штампе могут быть представлены в виде атрибутов для облегчения их заполнения и редактирования.

Нажатием на панель Page Settings (см. рис.3.15) открывается меню настройки параметров листа схемы (рис.3.17). В верхней части этого меню дублируются данные о размерах листа. На строке Pin-to-Pin Spacing указывается расстояние между смежными выводами символов, устанавливаемое при автоматической генерации символов.

Рис.3.15.Диалоговое окно настройки конфигурации

Рис.3.16.Угловой штамп и рамка листа в стиле OrCAD

В окне Borders выбирается один из двух пунктов:

Outline — изображение только внутренней рамки листа. Размер полей устанавливается в строке Margin, количество зон (строки Zones) задается равным нулю по горизонтали и по вертикали;

Рис.3.17.Диалоговое окно выбора параметров листа

Zoned — изображение по периферии рамки зон, помечаемых буквами или цифрами, как принято в американской документации.

На строке Rounded Corners включается режим рисования внешней рамки листа со скругленными углами.

Основные параметры

По команде Options>Display Options (рис.3.18) устанавливаются следующие параметры:

Grid On — включение/выключение координатной сетки;

Snap-to-Pin — включение/выключение режима привязки концов проводников или сегментов шин при их нанесении на схему к ближайшему выводу компонента, находящемуся в области захвата, радиус которой определяется параметром Gravity (этот режим рекомендуется включать всегда);

Stay-on-Grid — включение/выключение режима привязки всех объектов к узлам сетки при нанесении их на схему (этот режим рекомендуется включать всегда);

Rubberband — включение/выключение режима перемещения компонентов вместе с подсоединенными к нему проводниками (при выключении этого режима перемещаемые

Рис.3.18.Диалоговое окно Options>Display Options

компоненты отрываются от подсоединенных к нему проводников, что удобно при перемещении компонентов на большие расстояния; его рекомендуется включать при незначительных смещениях компонентов, выполняемых при редактировании схемы);

Orthogonal — переключение режимов ввода только ортогональных проводников и проводников с произвольным наклоном;

Cursor X and Y — вывод текущих координат курсора в строке состояний (рекомендуется включать всегда);

GridSize— шаг сетки;

TextGrid— привязка текста к узлам сетки (StayonGrid) и задание ее шага (GridSize);

Gravity — радиус области захвата.

Шаг координатной сетки Grid Size рекомендуется устанавливать равным 2,5 мм или 0,1 дюйма. С таким шагом выполнены фирменные библиотеки, поставляемые вместе с OrCAD, и это обеспечивает попадание в узлы сетки выводов всех компонентов (рис.3.19).

5

Рис.3.19.Масштабное изображение резистора

При этом символы компонентов имеют меньшие размеры, чем требуют отечественные ЕСКД. Так, например, размеры резистора составляют 5×2,5 мм, в то время как по ЕСКД должно быть 10×4 мм.Это было необходимо при выполнении графических работ вручную. Сейчас при выводе чертежей на современное периферийное оборудование имеет смысл уменьшить габариты символов для сокращения размеров схем при сохранении их высокой читаемости. В крайнем случае, для удовлетворения всем требованиям ЕСКД достаточно при выводе схем на печать применять увеличение масштаба. Что касается непривычной графики импортных символов, то ее можно самостоятельно легко изменить, что сделано, см. рис.2.44 на примере резистора. Изменение выполнено с помощью мастера создания символов активизируемого щелчком пиктограммыEditSymbolи в появившемся окнеSymbolEditorпиктограммыNewSymbol.

Подключение библиотек символов

В верхней части меню команды Editor Configuration (см.3.15) в окне Libraries приведен список подключенных библиотек символов компонентов (расширение имени файлов .SLB) и их упаковочной информации (расширение имени файлов .PLB), а в строке Library Path — путь доступа к библиотекам. Эти библиотеки подключаются к программе Schematic

при ее загрузке (их список хранится в файле pspice.ini). Для редактирования списка этих библиотек щелчком выбирается кнопка Library Settings, и открывается меню, показанное на рис.3.20.

Рис.3.20.Диалоговое окно подключение библиотек символов

Имя файла подключаемой библиотеки указывается после щелчка по кнопке Browse в стандартном стиле Windows. После выбора имени файла библиотеки нажимается одна из кнопок Add* или Add Local. При нажатии

кнопки Add* подключаемая библиотека будет доступна для всех проектов, а при нажатии Add Local — только для текущего проекта.

Вызов отдельных программ системы OrCAD

Кнопка Арр SettingsменюEditorConfiguration(см. рис.2.15) открывает меню настройки командных строк вызова отдельных программ системыOrCAD, вызываемых из оболочкиPSpiceSchematics.

На панели SimulationCommandдиалогового окна Арр Settings (рис.3.21) указывается имя программы моделирования pspice.exe. На панели Other Commands вводятся командные строки вызова остальных программ системы, кроме схемного редактора. Для этого нужно по очереди выбрать щелчком курсора имя одной из команд, которое перенесется на строку Command, и отредактировать ее.

Рис.3.21.Диалоговое окно вызова отдельных программ системы

Вывод на дисплей и принтер графической и текстовой информации

Разрешение размещения на экране и твердой копии различной графической и текстовой информации и задание их параметров (цвет объекта и фона, толщина линий, высота и тип шрифта и т.п.) выполняется в ДО Display>Preferences, показанном на рис.3.22.

В окне Display Layers выбирается один из графических или текстовых объектов, перечень которых приведен в табл. 3.2.

В правой части диалогового окна расположены три закладки:

General — выбор цвета объекта, включение/выключение изображения его на экране (поставить/стереть значок на панели Display) и принтре/плоттере (поставить/стереть значок на панели Print);

Graphics — выбор цвета линий графики, их ширины, стиля (сплошная, пунктир, штрих-пунктир) и цвета заливки фона;

Text — выбор названия шрифта, его размера, цвета фона и скругление его рамки.Нажатие клавиши Restore All Defaults устанавливает все настройки по умолчанию.

Рис.3.22.Диалоговое окно параметров отображения на экране и твёрдой копии графической и текстовой информации

Перечень графических и текстовых объектов

Графика неэлектрических объектов

Скрытые выводы (обычно это выводы

питания и «земли» интегральных схем)

Точки соединения проводников

Имена (метки) цепей

Панель отображения постоянных токов

Панель отображения постоянных

Рамка чертежа страницы

Имена корпусов компонентов

Позиционные обозначения компонейтов

Значения постоянных токов

Значения постоянных напряжений

Текст окна с несколькими строками

Первый параметр, задаваемый

Второй параметр, задаваемый

Создание и редактирование принципиальной схемы

Размещение компанетов на схеме

Создание схемы начинается с размещения компонентов. Нажатием на пиктограмму (команда Draw>Get New Part) открывается ДО выбора имени компонента рис.3.23.

Если в строке Part Name указать символ *, то в расположенном под ней окне выводится алфавитный список компонентов, содержащихся во всех подключенных библиотеках. Список компонентов пролистывается с помощью линейки прокрутки. Можно также в строке Part Name набрать имя компонента или его начальные символы. Нужный компонент указывается щелчком курсора, после чего изображение его символа выводится в центральном окне, а имя библиотеки, в которой он находится, — в расположенной выше этого окна строке Library. Одновременно в окне Description выводится краткая характеристика выбранного компонента. Если известно имя библиотеки, где находится нужный компонент, нажимается кнопка Libraries и в открывшемся меню выбирается библиотека и затем компонент (рис.2.24).

Рис.3.23.Диалоговое окно выбора имени компонента

Рис.3.24.Диалоговое окно библиотеки выбора компонента LibraryBrowse

Кроме того имеется средство поиска компонента по ключевым словам, указываемым в окне DescriptionSearch(рис.3.25). В этом окне водится одно или несколько ключевых слов, разделяемых символами &. Поиск выполняется в текстовых описаниях компонентов,

Рис.3.25.Диалоговое окно поиска по ключевым словам

по всем компонентам

тех же самых, что отображаются в окне Description. Режим поиска выбирается в расположенной ниже строке:

Create New Part List — создание нового списка компонентов, в описаниях которых содержатся указанные ключевые слова;

Add to Part List — добавление найденных компонентов к существующему списку;

Search within Part List — дополнительный поиск в пределах существующего списка.

Информация об области поиска выводится в левой нижней части окна: Full List — поиск по всем компонентам;

Partial List — поиск в существующем списке компонентов.

После выбора компонентов его символ размещается на схеме. Сначала на схеме появляется изображение символа, перемещаемое вместе с курсором. Одновременное нажатие клавиш Ctrl+R поворачивает компонент на 90°, Ctrl+F — его зеркально отражает. Щелчок левой кнопки мыши фиксирует компонент, и после этого можно разместить на схеме еще одну его копию. Щелчок ПК мыши прекращает ввод данного компонента.

Режим размещения компонентов определяется в ДО команды Draw>Get New Part с помощью следующих кнопок (см. рис.3.23):

Close — закрыть диалоговое меню;

Place — разместить символ компонента на схеме;

Place&Close — разместить символ компонента на схеме и закрыть диалоговое меню.

Нажатие кнопки Edit Symbol переводит программу в режим редактирования графического символа выбранного компонента.

Имена последних 10 размещенных на схеме символов заносятся в стек для ускорения поиска наиболее распространенных компонентов. Содержимое этого стека раскрывается из меню Drawпо команде Place Part или щелчком по изображению стрелки справа от панели(GetRecentPart). Символ выбранного в раскрывшемся вниз списке компонента размещается на схеме.

1). В процессе выбора места расположения компонента на схеме его можно повернуть или получить зеркальное изображение нажатием клавиш Ctrl+R (Rotate) или Ctrl+F (Flip).

2). Выбранный компонент (окрашен другим цветом, обычно красным) перемещается на схеме после фиксации и удерживания на нем курсора.

Простановка позиционных обозначений

Для автоматической простановки позиционных обозначений компонентов при их вводе нужно в меню команды Options>Auto-Naming (рис.3.26) включить режим Enable Auto-Naming и проставить начальный номер позиционного обозначения. Тогда, например, при вводе резисторов они последовательно получат позиционные обозначения Rl, R2 и т.д. Биполярные транзисторы из фирменных библиотек получат обозначения Q1, Q2 и т.д. Префикс позиционного обозначения компонента задается при создании его символа. Отредактировав атрибут позиционного обозначения REFDES, можно именовать транзистор (и другие компоненты) по ЕСКД, например как VT1, VT2 и т.д.

Рис.3.26.Диалоговое окно автоматической простановки позиционных обозначений компонентов и имён цепей

Если же режим Enable Auto-Naming выключить, то после префикса позиционного обозначения всех введенных компонентов будет проставляться знак вопроса, например R?. Символы компонентов, у которых в одном корпусе находится несколько секций, приобретают позиционные обозначения с указанием именем первой секции А, например, U1A, U2A. и т.д. Редактирование позиционных обозначений и распределение секций компонентов по корпусам производится двумя способами.

Для редактирования вручную необходимо щелчком курсора выбрать позиционное обозначение компонента, вокруг которого будет обведена рамка, и одновременно пунктирной рамкой будет выделен компонент, которому оно принадлежит, как показано на рис.3.27, а). Дважды щёлкнуть ЛК мыши по позиционному обозначению компонента (U?A) откроется ДО редактирования позиционного обозначения (см. рис.3.27, б), в котором имеются строки:

Pakage Reference Designator — позиционное обозначение корпуса компонента;

Gate — имя секции компонента (обозначаются буквами А, В, С, . );

Рис.3.27.Выбор позиционного обозначения компонента а) и диалоговое окно и его редактирование б)

Package Type (Footprint) — тип корпуса (DIP14, DIP16, SOIC24, ТО-5, CDIP8 и др.).

Проставляемое на схеме позиционное обозначение символа компонента состоит из позиционного обозначения корпуса компонента, к которому добавляется имя секции, например, U1A, U1B, U1C, U1D, U2A, U2B. Редактирование позиционных обозначений с

учетом распределения секций по корпусам (так называемая процедура «упаковки») выполняется по окончании рисования схемы вручную или в

автоматическом режиме по команде Tools>Package.

Редактирование параметров компонентов

Все компоненты характеризуются списком атрибутов (параметров), который открывается двойным щелчком по любой точке, находящейся внутри изображения символа компонента (или сначала можно щелчком курсора выбрать компонент — он изменит цвет на красный — и после этого выполнить команду Edit>Attribute). На рис.3.28 в качестве примера приведён список атрибутов транзистора. Если имеются слева символы, например

* — это означает, что атрибуты нельзя редактировать в режиме рисования схем (только в режиме редактирования символов);

а — отмечен атрибут, назначаемые системой.

Рис.3.28.Диалоговое окно редактирования атрибутов транзистора

На рис.3.29 в ДО приведён список атрибутов резистора и показано значение сопротивления.

На панели атрибутов редактируется любой параметр, не помеченный символом «*». Однако параметры, отображаемые на схеме, удобнее редактировать индивидуально, дважды щелкнув по нему на схеме курсором. В результате откроется панель редактирования (рис.3.30).

Рис.3.29.Диалоговое окно редактирования атрибутов резистора

Рис.3.30.Диалоговое окно редактирования значение

Размещение электрических цепей

После выбора команды Draw>Wire или пиктограммы курсор при-обретает форму карандаша. Начало цепи, точка излома, точка соединения с другой цепью или выводом компонента фиксируется щелчком левой

кнопки мыши. Если в меню Options>Display Options помечена строка Orthogonal, то цепи проводятся только по горизонтали или вертикали. Для прокладки цепей под произвольным углом следует этот режим отключить. Щелчок правой кнопкой прекращает рисование цепи. При этом последний сегмент цепи окрашен в красный цвет, т.е. данная цепь выбрана для редактирования. В частности, ей можно присвоить имя по команде Edit>Label (или одновременным нажатием клавиш Ctrl + E). Если в меню Options > Auto-Naming (см. рис.3.26) включен режим автоматического именования цепей Wire>Port Labels>Enable Auto-Increment, то последовательное выполнение команды Edit>Label присвоит выбираемым цепям имена, шаблон которых указан в строке Label Template.

Однако для проведения моделирования присваивать вручную имена проводникам не обязательно, так как всем неименованным проводникам автоматически присваиваются имена вида $N_0001, $N_0002 и т.д. Ссылаться на них неудобно, поэтому имеет смысл проставить вручную имена только тех проводников, на которые будут сделаны ссылки в процессе моделирования (например, при расчете уровня шума нужно указывать имена входных и выходных зажимов устройства).

Электрические соединения пересекающихся проводников обозначаются жирной точкой (рис.3.31, а).

Рис.3.31.Т-образное соединение цепей а), пересечение проводников без электрического соединения б)

На схеме обязательно должен быть узел «земли», имеющий имя 0, — к нему подсоединяется символ AGND (аналоговая «земля») из библиотеки port.slb.

Обратим внимание, что при выполнении однотипных операций (рисования нескольких проводников, присвоения им имен и т.п.) удобно двойным щелчком правой кнопки мыши повторить выполнение предыдущей команды (ее имя помещено в правой части строки состояний).

При редактировании схемы, возможно перемещать отдельные сегменты проводников. Причем характер перемещений зависит от того, включен ли режим Rubberband в меню Display Options. Если этот режим не включен, то выбранные сегмент отрывается от смежных и перемещается независимо от них, не изменяя размеров и., разрывая электрические связи. При включении этого режима электрические связи не рвутся, а сегмент проводника, при параллельном перемещении не изменяет своих размеров, растягивая или сжимая смежные проводники, а при продольном перемещении изменяет свои размеры.

Размещение шин

Шина (линия групповой связи) рисуется по команде Draw/Bus или после нажатия на пиктограмму, и ей обязательно присваивается имя. Имя шины может иметь одну из форм: D[0—12],Т)[0:12], D[0..12] или перечисление имен входящих в нее цепей DBO, DB1, CLK. Например, на рис.3.32, а) изображена шина, которой присвоено имя D[1…5], означающее, что в ее состав входят цепи Dl, D2. D5. Имена можно присваивать и отдельным секциям шины, состоящим из разного количества цепей.

Входящие в состав шины цепи рисуются либо индивидуально, либо с использованием возможностей копирования. Во втором

случае сначала открывается панель Auto-Repeat в меню Options(рис.2.32, б) указывается величина смещения между соседними проводниками

по горизонтали или вертикали и включается режим Enable Auto-Repeat (щелчком курсора проставляется галочка в прямоугольном окошечке). Затем нажимается пиктограмма и проводится отрезок цепи, конец которого фиксируется щелчком левой клавиши мыши (правая клавиша ни

в коем случае не нажимается, так что команда ввода не заканчивается и изображение карандаша не пропадает). Нажатие клавиши [Пробел] рисует копию этого отрезка,

Рис.3.32.Изображение шины а) и диалоговое окно автоматического

копирования отрезков цепей б)

смещенную вниз или вправо на заданное расстояние.

Именование цепей, входящих в состав шины, также производится либо вручную, либо автоматически. При именовании вручную ЛК мыши выбирают цепь (она изменит цвет), затем дважды щёлкнуть ЛК по цепи появится ДО (см. рис.3.30), в поле которого необходимо набрать имя цепи, например D1 или имя шиныD[1-5]. В случае автоматическом именовании в ДО (см. рис.3.26) команды Auto-Naming на строке Label Template указывается имя первой цепи, например D1, и включают режимEnableAuto-Increment. После этого щелчком курсора выбирают первую цепь (она изменяет цвет) и нажимают клавиши Ctrl+E (быстрый вызов команды Edit>Label) — цепь получает имя D1. Далее курсором выбирают вторую цепь и снова нажимают клавиши Ctrl+E — цепь получает имя D2 и т.д.

Ввод и редактирование графических объектов

Графические объекты вводятся с помощью команд Draw>Arc, Draw > Circle, Draw>Box и Draw>Polyline, они не имеют электрических свойств и не могут использоваться для ввода символов или электрических цепей — только для ввода вспомогательной информации. На рис.3.33приведены примеры ввода этих объектов.

Рис.3.33.Графические объекты, (Draw>Polyline (полилинии) в режиме редактирования)

При выборе курсором такого объекта (на рисунке это Draw>Polyline

показан именно в этом состоянии) появляются изображения маленьких прямоугольников, предназначенных для их редактирования. Если щелкнуть курсором по такому прямоугольнику и не отпускать клавишу мыши, то движением мыши можно изменить форму объекта.

С помощью команды Edit>Graphical Priperties изменяются параметры текущего графического объекта (рис.3.34).

Размещение на схеме произвольного текста, который выводится на твердую копию чертежа, но не передается в программу моделирования, производится по командам Draw>Text (Ctrl+T) — ввод текстовой строки и Draw>Text Box, пиктограмма — ввод нескольких строк в прямоугольной области. Изменение стиля и размера шрифта, наличие фона и его цвет производится для текущего текста по команде Edit>Text Properties или двойным щелчком курсора по границе текста (рис.3.35). Имя шрифта типа TruType указывается на строке Font Name.

Рис.3.34.Диалоговое окно выбор параметров графических объектов

Рис.3.35.Диалоговое окно выбора шрифта и фона для текста

Схемы большого размера помещаются на нескольких страницах. Создание новых страниц и переход на другую страницу осуществляются по командам группы Navigate.

Новая страница схемы создается по команде Navigate>Create Page, меню которой показано на рис.2.36, а)

Имя соединителя Имя цепи

страницы

Рис.3.36.Создание новой страницы а), выбор страницы б),

именование соединителей страницы и/или цепей в)

На строке Page Number указывается номер страницы, а на строке Page Title — ее имя, которое не выводится на схему и используется только при навигации по многостраничной схеме. После этого открывается новая чистая страница схемы, номер страницы указывается на верхней строке экрана справа от имени схемы (см. рис.3.10). Выбор одной из нескольких страниц осуществляется по команде Navigate>Select Page — выбор страницы (рис.3.36, б) или Previouse Page — предыдущая страница, Next Page — следующая страница. Цепи, расположенные на нескольких страницах, соединяются с помощью символов OFFPAGE из библиотеки port.sib. К выводам этих символов, располагаемых на разных страницах, нужно подключить соединяемые цепи. Соединяемым цепям и/или символам OFFPAGE необходимо присвоить имена (рис.3.36, в). Причем имена цепей и символов OFFPAGE не обязательно должны совпадать. При этом достаточно присвоить имена или цепям, или символам OFFPAGE (в этом случае цепь получит то же имя).

Внесенные в схему изменения записываются в текущий каталог в файл схем с расширением .SCH по команде File>Save>(Ctrl+S,). Если схема создана вновь, дополнительно запрашивается имя схемы. Запись схемы в файл с другим именем производится по команде File>Save As.

Перенесение проекта на другой компьютер

Для перенесения проекта на другой компьютер, на котором установлена

программа PSpice Schematics, необходимо переписать на него файлы схем и все созданные пользователем файлы библиотек математических моделей, символов компонентов, входных сигналов и др., используемые в этом проекте. Дополнительные проблемы могут возникнуть при использовании иерархических символов, в которых в явном виде указан путь размещения их схем замещения — при необходимости по команде Edit>View производится его редактирование.

Создание и редактирование символов компонентов схем

Режим редактирования символов компонентов активизируется из режима редактирования схем одним из двух способов.

1 способ. На редактируемой схеме щелчком курсора выбирается компонент и в меню Edit команда Symbol, после чего в новом окне выводится символ выбранного компонента, доступный для редактирования. При этом в верхней строке экрана изменяется перечень команд и слева от меню команд вместо значка с изображением схемы появляется изображение символа (рис.3.37). Режим редактирования символов завершается щелчком по символу и последующем выбором строки Close (Закрыть), нажатием

комбинации клавиш Ctrl+F4 или выбором команды File>Close, после чего выполняется переход в окно схемы.

2 способ. Выбор команды File>Edit Library включает режим редактирования символов, после чего создается новая библиотека символов (по команде File>New) или открывается существующая (по команде File>Open).

Редактирование символов компонентов выполняется с помощью ряда команд, сгруппированных в следующих пунктах горизонтального

File — создание и редактирование библиотек символов компонентов, их вывод на принтер или плоттер;

Edit — редактирование символов;

Graphics — создание графического изображения символа;

Part — создание/редактирование описания символа;

Packaging — создание/редактирование информации об упаковке символов компонента в корпус;

Рис.3.37.Графический редактор Schematicsв режиме

View — изменение масштаба изображения на экране;

Options — установка параметров изображения данных на дисплее и принтере/плоттере;

Window — работа с окнами;

Help — вызов средств помощи.

Краткое описание этих команд приведено в табл. 3.3. Конфигурация режима редактирования символов устанавливается по команде Options>Display. В диалоговом окне этой команды задают шаг сетки и другие параметры. Обратим внимание, что в режиме редактирования символов устанавливается та же система единиц, что принята в режиме редактирования текущей схемы, поэтому для ее изменения нужно вернуться обратно в этот режим и выполнить команду Options>Page Size. А шаг сетки Grid Spacing устанавливается в режиме редактирования символов независимо, обычно его выбирают в несколько раз более мелким, чем в режиме редактирования схем.

Создание символов с помощью мастера

В программу PSpice Schematics включен Мастер создания символов, предназначенный для автоматической генерации последовательности символов, для которых создана библиотека математических моделей, или для создания отдельных символов. Мастер символов использует как

Команды редактирования символов компонентов

Создание нового библиотечного файла. На экране появляется

прямоугольник, внутри которого создается символ компонента, и строка заголовка, свидетельствующая о том, что открывается новый файл

Открытие существующей библиотеки символов для

Закрытие текущего библиотечного файла

Экспорт одного или нескольких символов текущей библиотеки в AutoCAD (создание файла в формате DXF)

Запись обновленной библиотеки символов в файл с текущим именем. Старая версия библиотеки записывается в каталог \BACKUP

Запись обновленной библиотеки символов в файл с новым именем

Вывод твердой копии символа выбранного компонента

текущей библиотеки или всего содержимого библиотеки

Установка параметров принтера: разрешающая способность, размер бумаги, горизонтальное (Landscape) или вертикальное (Portrait) расположение изображения на бумаге

Вывод списка ошибок для просмотра, печати или» записи в файл

Список последних загруженных файлов

Выход из графического редактора Schematics

Меню Edit (Редактирование)

Восстановление последнего удаленного объекта(ов)

Удалить с экрана выбранный объект, который заносится в буфер для возможного переноса на экран по команде Paste

Занести в буфер изображение выбранного объекта для его копирования по команде Paste

Нанести на чертеж последний объект, занесенный в буфер по командам Cutили Сору. Место расположения объекта отмечается щелчком левой кнопки мыши

Удалить выбранный объект без копирования в буфер обмена (его содержание не изменяется)

Разрешить редактирование выбранного вывода, текста или атрибутов, ассоциированных с символом компонента

Изменить изображение вывода, назначенное по

Normal

Bubble

Сигнал с инверсией

Clock

Вход тактовых импульсов

Bubble Clock

Инверсный вход тактовых

ANSI Inverted Out

Инверсный выход в стандарте ANSI

ANSI Inverted In

Инверсный вход в стандарте ANSI

ANSI Inverted Clock

Инверсный вход тактовых импульсов в стандарте ANSI

Zero Length

Вывод нулевой длины

Normal (long)

Сигнал (длинный вывод)

Bubble (long)

Сигнал с инверсией (длинный вывод)

Clock (long)

Вход тактовых импульсов (длинный вывод)

Bubble Clock (long)

Инверсный вход тактовых импульсов (длинный вывод)

Редактирование директивы .MODEL или .SUBCKT текущего символа. По умолчанию все изменения заносятся в файл библиотеки математических моделей .LIB

Вызов редактора Stimulus Editor, если редактируется символ внешнего воздействия

Переход в режим редактирования схемы замещения иерархического символа. Если такой схемы замещения нет, то создается пустой экран схемного редактора, на котором размещены порты интерфейса; их имена проставляются в соответствии

с именами выводов символа

Составление перечня схем, ассоциированных с данным символом

Проверка взаимного соответствия глобальных и интерфейсных портов и глобальных цепей, к которым подключены скрытые выводы иерархического символа, и его схемы замещения

Вращение выбранного объекта на 90° против часовой стрелки

Зеркальное отображение объекта

Выравнивание точек привязки (origin) всех выбранных объектов (линий, дуг, текста и т.п.) по горизонтали. Объекты выравниваются по самому левому объекту

Выравнивание точек привязки (origin) всех выбранных объектов (линий, дуг, текста и т.п.) по вертикали. Объекты выравниваются по самому верхнему объекту

Редактирование параметров не электрических

графических объектов (полилиний, прямоугольников,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *