Как настроить втулку с педальным тормозом
Перейти к содержимому

Как настроить втулку с педальным тормозом

  • автор:

Регулировка ножных тормозов велосипеда

Регулировка ножных тормозов велосипеда

Любителям неспешных прогулок прекрасно подойдут велосипеды с одной передачей – синглпеды. Однако некоторых пугает то, что на руле отсутствуют тормозные ручки. Чтобы остановить разогнавшийся байк, приходится вращать педали назад. Поскольку такая конструкция достаточно удобна и надежна, она применяется не только на старых советских «Аистах», «Камах» и «Салютах», но и на современных моделях.

То, что регулировка ножных тормозов велосипеда не нужна, будет приятной новостью для любителей спокойной езды. Однако каждый механизм имеет свой срок службы. А продлить его сможет регулярное техническое обслуживание.

Принцип работы ножного тормоза

Приводом велосипеда является цепь, она же запускает в действие ножной тормоз. Когда велосипедист крутит педали в обратную сторону, приходит в действие приводной рычаг, а за ним и тормозной конус. Это расширяет колодки, которые начинают тереться о барабан. Чем большее усилие прикладывается к педали, тем быстрее перестанет крутиться колесо. Принцип простой и эффективный. Так как весь механизм находится в металлическом корпусе с пыльниками, туда не попадают грязь и влага.

Это значительно увеличивает ресурс механизма, который способен служить долгие годы. Но по мере износа тормозных колодок конус все сильнее и сильнее уходит вглубь, увеличивая расширение. Хотя это заставляет прикладывать больше усилий при торможении, невозможна ситуация внезапного снижения эффективности торможения. Она уменьшается довольно плавно, что не вызывает дискомфорта.

Когда велосипедист почувствовал, что его не устраивает работа тормозов, следует обратиться к специалисту, замена колодок сделает работу тормозов более четким. Но эту работу можно провести и самому, ничего сложного в этом нет. Хотя для самостоятельного проведения ТО необходимо будет провести подготовительную работу.

Регулировка ножных тормозов велосипеда – как поменять колодки

При выборе новых колодок следует учесть, что один и тот же производитель выпускает не только основной, но и ремонтный вариант. Дело в том, что происходит истирание тормозного барабана, растет люфт. Чтобы его компенсировать, потребуется купить колодки для ножных тормозов увеличенного размера, то есть ремонтные. Еще понадобятся два ключа, которые называют «семейные велоключи». Поскольку есть несколько систем ножных велотормозов, перед покупкой колодок требуется определиться с моделью. Современные компании используют свои типоразмеры, и заказывать запчасти лучше на сайте производителя.

С моделями советских велосипедов ситуация гораздо проще, здесь была принята унификация. Хотя разборка каждого такого механизма имеет свои особенности, действует единый порядок действий:

  1. Зафиксировать квадратным отверстием большого ключа ось.
  2. Открутить рожковым ключом контргайку, вращая ее против часовой стрелки.
  3. Снять шайбу и вынуть левый конус.
  4. Вытащить ось в комплекте с барабаном и правым конусом.

Дальнейшие действия будут зависеть от модели велосипеда. На «Салют», «Каму», «Урал» и большинство других советских байков устанавливалась втулка типа ТОРПЕДО. Аналоги и сейчас встречаются на рынке, и купить запчасти достаточно легко.

Втулка типа ГАЗ ставилась на «Школьник», популярный велосипед среди подростков. Хотя сейчас «Школьник» найти практически невозможно, молодежь предпочитает более современные модели.

Втулка типа ИДИ очень близка по конструкции к ТОРПЕДО, однако имеет чуть больший вес. Поэтому ее ставили на взрослые дорожные велосипеды.

Поскольку с переборкой втулок велосипедов с ножным тормозом обычно не возникает проблем, их обслуживание рекомендуется проводить один раз в два года, или каждые 5 000 км. пробега. Необходимо разобрать, прочистить тряпкой, смоченной керосином, и снова собрать. Перед сборкой смазать все трущиеся детали литолом или иной густой смазкой.

Как установить на велосипед планетарную втулку Shimano NEXUS 3С41 с ножным тормозом

Если вы хотите обновить свой велосипед, установив на него планетарную втулку, и вы можете самостоятельно переспицевать колесо, вам понадобится установочный комплект Shimano Nexus, в который входит сама втулка, шифтер и весь необходимый крепеж.

Чтобы не заморачиваться с переборкой колеса, вы можете просто купить готовое колесо с планетаркой и самостоятельно его установить.

Инструкция по установке на обычный велосипед с ножным тормозом колеса с планетаркой Nexus SG-3C41:

1) Переворачиваем велосипед. Снимаем старое колесо. Разъединять цепь не обязательно.

хитрая желтая шайба

2) Переставляем шину вместе с ободной лентой. Для двойного обода нужна лавсановая лента. Резиновая провалится в большие отверстия обода.

3) Ставим новое колесо на место. Жёлтую хитрую шайбу надеваем на ось со стороны тормозного рычага так, чтобы выступ шайбы вошёл в проушину (в велопросторечии «дропаут») для оси колеса. Назначение желтой шайбы: удерживать ось колеса от проворота под действием момента, возникающего при работе планетарного редуктора. Колпачковая гайка ставится с левой стороны. Далее действуем как при установке обычного колеса: прикрепляем тормозной рычаг к раме, регулируем натяжение цепи и затягиваем гайки. Ставим велосипед на колеса. Фактически, уже можно кататься на первой передаче.

4) Ставим на руль шифтер и проводим трос к заднему колесу, избегая резких изгибов. Следите, чтобы покрышка не терлась по тросу. Рубашку фиксируем к раме каждые 25-30 см кабельными стяжками (покупаем в хозмаге), не затягивая сильно. Можно изолентой, но клей пачкает раму.

5) Пружина во втулке без шифтера всегда включает первую передачу. Шифтер тоже ставим на единичку. Смазываем шток густой смазкой (литол24, шрус, циатим, фиол и т.д.) и вставляем в отверстие оси. Аккуратно, без лишних усилий надеваем водило Bell Crank на ось, вталкивая шток внутрь втулки. Наружная гильза пружинного штока нередко цепляется за вход в отверстие оси, поэтому водило насаживаем на ось с небольшими поперечными движениями.
НЕ ДАВИТЕ! ШТОК ЛЕГКО СОГНУТЬ!

6) Водило до упора надвигаем на ось и фиксируем винтом с головкой под ключ «на 10» Не перетяните винт! Пластмассовый корпус водила может просто расколоться. Снова переворачиваем велосипед или подвешиваем на гладильную доску (только когда любимой нет дома) и проверяем переключение передач. При включении второй передачи широкая жёлтая метка внутри водила должна располагаться между двумя тонкими метками на окошке. Ни на одной передаче не должно быть слышно хруста. Характерный звук трещотки муфты свободного хода не считается. Добиваемся четкого, бесшумного переключения, вращая регулировочный винт на входе троса в водило.

7) Проверяем плавную проводку троса и затягиваем стяжки окончательно. Дело сделано. Проверяем тормоза, и поехали дальше!

Велозапчасти:
  • Багажники, подножки, хранение велосипедов
  • Велокомпьютеры
  • Вилки велосипедные
  • Втулки
  • Выносы руля
  • Детские велокресла
  • Замки для велосипеда
  • Инструменты
  • Камеры, ободная лента
  • Каретки велосипеда
  • Кассеты, звезды и трещотки
  • Колеса 20 дюймов в сборе
  • Колеса 24 дюйма в сборе
  • Колеса 26 дюймов в сборе
  • Колёса 28 дюймов в сборе
  • Колёса на заказ
  • Крылья
  • Наклейки ХВЗ
  • Насосы
  • Обода колес
  • Оригинальные велозапчасти ХВЗ
  • Педали
  • Переключатели
  • Подседельные штыри
  • Покрышки
  • Рулевые колонки
  • Рули, грипсы, обмотки
  • Седла
  • Смазки
  • Спицы колес
  • Тормоза
  • Тросики и рубашки
  • Фары и фонари
  • Фляги, держатели
  • Цепи
  • Шарики, подшипники, оси
  • Шатуны
  • Шифтеры (манетки)

Регулировка втулок или как побороть «Люфт»

Когда позади уже много километров пробега, то любой технике требуется уход и регулировка. Вы уже привыкли к звукам, которые издает ваш велосипед при езде.

Когда позади уже много километров пробега, то любой технике требуется уход и регулировка. Вы уже привыкли к звукам, которые издает ваш велосипед при езде, но если вы берёте его за раму и снова резко опускаете на землю, но слышите при этом не только привычное позвякивание цепи, а ещё глухое постукивание непонятно от куда, значит самое время проверить велосипед на наличие люфтов! Обнаружить люфт совсем не сложно. Он может появиться в рулевой колонке, каретке или втулках колёс. Одной рукой придержим велосипед за раму, а второй рукой попробуем покачать колесо из сторону. Если обод колеса покачивается в раме или вилке из стороны в сторону а во втулке слышно постукивание, значит надо отрегулировать конуса.
Втулки большинства велосипедов имеют насыпные подшипники. Это значит что во втулке имеется дорожка, в которую насыпаются шары и прижимаются конусом. Поджатие этих конусов как раз и нужно будет отрегулировать.

Для регулировки конусов рекомендуется запастись специальными регулировочными ключами. Они отличаются от обычных ключей своей толщиной. Регулировка переднего и заднего колёс производится аналогично (переднее регулируется чуть проще из-за отсутствия кассеты со звёздочками). Для начала необходимо снять колесо с велосипеда. Открываем рычаг эксцентрика и ослабляем гайку с противоположной стороны.

Затем полностью вытаскиваем эксцентриковый зажим из втулки. Здесь главное не растерять маленькие пружинки, которые облегчают установку колеса в раму. Теперь нужно снять резиновые пыльники со втулки(с передней снимаем сразу оба пыльника, а с задней тот, что слева) Делайте это аккуратно, чтобы пыльники остались целы. Если пыльник сидит плотно, то можно поддеть его тонким не заостренным предметом.

Теперь берём ключи и расконтриваем конус. Для этого вращаем контргайку против часовой стрелки, придерживая конус вторым ключом. Начинать следует с конуса расположенного слева по ходу движения (это не относится к передней втулке с ободным тормозом, поскольку она симметрична).

Когда контргайка вывернута почти до конца, выкручиваем вслед за ней и конус.

Теперь проталкиваем ось в правую сторону втулки, чтобы появился доступ к правому конусу и контргайке (в случае с передним колесом, этого делать не требуется, поскольку конуса с обеих сторон можно регулировать просто сняв пыльники).

Необходимо на всякий случай законтрить правый конус. Ведь возможно люфты появились именно из-за этого конуса. Для этого придерживая конус одним ключом, вращаем контргайку вторым ключом по часовой стрелке.

От руки притягиваем обратно ко втулке левый конус и контргайку. А сейчас применим одну небольшую хитрость. Берём эксценрик с гайкой, но без пружинок и вставляем его во втулку так, чтобы рычаг эксцентрика оказался со стороны кассеты.

Затем притягиваем колесо к раме как показано на фото и начинаем подтягивать конус ключом, сразу же проверяя как крутится колесо. Когда колесо вращается свободно и без люфта, начинаем затягивать контргайку, снова придерживая конус от вращения.

При таком способе регулировки важно не применять излишнее усилие, иначе есть риск испортить эксцентрик. Но зато так можно отрегулировать конуса даже в одиночку, находясь вдали от дома и мастерской. Если после регулировки подшипники перетянуты и колесо движется рывками, то это значит следует ослабить затяжку конуса, вновь ослабив контргайку и выкрутив конус на полоборота. Добейтесь плавного вращения и после настройки не забудьте законтрить конус!

Теперь устанавливаем колесо на место, не забыв установить резиновые пыльники и придать эксцентрику его привычное положение — когда рычаг находится слева от велосипеда. И самое главное — пружинки! Если они до сих пор не потерялись, установите их перед затяжкой эксцентрика. Теперь ваш велосипед снова порадует вас бесшумной работой и хорошей управляемостью.

Замена втулки велосипеда

Втулка – важнейшая часть велосипедной конструкции. Весь вес велосипедиста и самого велосипеда выдерживают обе втулки. Все нагрузки при приземлении и ударах при неровностях также принимает на себя втулка. Поэтому поломки, из-за которых происходит замена втулки на велосипеде, случаются очень часто.

В этой статье вы узнаете, как поменять втулку на заднем и переднем колесе велосипеда, мы разберёмся с типами велосипедных втулок и немного поговорим об их обслуживании.

Типы и конструкция велосипедных втулок

замена задней втулки велосипеда

Перед тем, как что-то делать с втулкой, сначала нужно понять её конструкцию. Как поменять втулку на велосипеде станет понятно, когда вы поймёте её устройство. Все втулки имеют 4 основные составные части:

  • Корпус. Спицы крепятся к корпусу и соединяют его с ободом. Корпус имеет чашки по бокам, в которые вставляются подшипники, внутри он полый. Сквозь корпус проходит ось.
  • Подшипники. Бывают двух типов: насыпные – шарики заполняют чашки корпуса; промышленные подшипники – шарики помещаются в закрытую конструкцию и представляют собой цельный подшипник. Иногда встречаются просто скрепленные металлической формой шарики не закрытого типа. Подшипники позволяют корпусу вращаться вокруг оси.
  • Ось. Связующее звено велосипеда и колеса, вокруг него крутятся подшипники с корпусом. Сама ось остаётся неподвижной. Система крепления может быть на гайке или эксцентрике. Эксцентрик используется на вертикальных дропаутах, чтобы облегчить процедуру снятия колёс, на дешёвых моделях с такими дропаутами иногда используются гайки. Гайки нужны на горизонтальных дропаутах, где нет натяжителя цепи и односкоростная трансмиссия, чтобы колесо было легче оцентровать и натянуть цепь. Ось под эксцентрик полый с дыркой внутри, через которую крепится эксцентрик.
  • Гайки крепления, эксцентрики, контргайки и направляющие. Направляющая накручивается на резьбу оси первой, чтобы подшипники остались в своём положении. Контргайки фиксируют положение направляющей на корпусе. Гайки накручиваются на ось с внешних сторон дропаутов, чтобы зафиксировать положение колеса. Эксцентрики выполняют ту же функцию.

Такая конструкция полностью описывает переднюю втулку, но вот задняя является также частью трансмиссии. На неё крепятся задние звёзды. Замена задней втулки велосипеда не требует замены звёзд, если они исправны. Задние втулки различаются по типу крепления звёзд:

  • Под трещотку. Втулка под трещотку имеет резьбу на правой стороне, свободный ход обеспечивается наличием подшипников внутри самой трещотки. Такие втулки считаются устаревшими, отзывы веломастеров о них не утешительные, но стоят недорого, их недостки:
    • Смещение веса в сторону трещотки, из-за чего ось чаще расшатывается, гнётся, ломает чашки или ломается сама.
      • Проблема демонтажа. При педалировании трещотка постоянно накручивается на резьбу втулки из-за чего её очень трудно снять, если она имеет большой километраж. Для демонтажа трещотки необходим специальный съёмник трещоток и, чаще всего, огромный гаечный ключ, чтобы можно было с большей силой её снять.
        • Подшипники могут выйти из строя раньше износа звёзд и наоборот. Изношенные подшипники чаще всего невозможно заменить из-за закрытой конструкции трещотки.
        • Под кассету. Втулка под кассету имеет барабан с одним или двумя подшипниками внутри. На барабан надевается кассета, конструкция из нескольких звёзд. Менять её не обязательно, если она не сломана, как и втулка, можно просто заменить заднюю втулку на велосипеде и переставить на неё кассету.
        • Фикс (fix) или сингл спид (singlespeed) втулка. Различаются по типу велосипедов, где они используются:
          • Трюковые типы велосипедов, BMX, Dirt и другие. Чаще всего на таких втулках есть мини-барабан, на который надевается звезда.
            • Фиксы, велосипеды с одной глухой или свободной передачей. Конструкция таких втулок очень похожа на втулки под трещотку, но там разный диаметр резьбы, куда накручивается звезда.
              • Старые городские велосипеды использовали односкоростную передачу, чтобы цена была низкой.
                • Детские раннего возраста, где ребёнку достаточно всего одной передачи. Стоят такие втулки дешево.
                • Планетарные втулки. Конструкция планетарной втулки гораздо сложнее обычной. В корпусе закрытого типа помимо подшипников и оси еще находится большое количество шестерней. Если в такой втулке что-то сломалось, то лучше заказать новую планетарную втулку. Благодаря им происходит переключение передач, ведь звезда тут всего одна. Такая конструкция позволяет использовать ремень вместо цепи.

                Втулки также имеют разное количество отверстий для спиц, разную высоту фланца, разную ширину или показатель O.L.D (Over-Locknut Dimension – измерение контргайки. Меряется длина при полностью закрученных контргайках на втулке (не на дропаутах) от одной контргайки к другой). Необходимо правильно выбрать втулку под вашу ширину дропаутов, чейнлайн и количество спиц на ободе.

                Как разобрать и собрать втулку

                Разборка и замена деталей передней втулки велосипеда

                как поменять заднюю втулку на велосипеде

                Чтобы провести процедуру разбора, вам понадобиться несколько гаечных ключей. Могут понадобиться ключи 13, 14, 15, 16 и 17 мм. Чаще всего используются 14 и 15 мм ключи. Иногда требуются тонкая пара ключей, чтобы снять маленькую контргайку и не повредить конструкцию.

                Шаг 1. Снять гайки крепления с дропаутов. Чаще всего необходим ключ на 14 мм.

                Шаг 2. Снять колесо с велосипеда. Если у вас ободной тормоз, то необходимо убрать колодки, чтобы колесо можно было снять.

                Шаг 3. Раскрутить контргайки. Тут вам понадобиться 2 ключа, контргайки могут быть под разный размер ключа и под разную ширину. Необходимо удерживать один ключ на резьбе направляющей, а другим раскрутить контргайку.

                Шаг 4. Снять направляющую и вытащить ось. На этом этапе направляющие можно снять руками.

                Совет: если не получается что-то снять, то не спешите делать это с огромной силой, чтобы не сломать инструмент или втулку. Возможно, какая-то деталь прикисла к другой. С этой проблемой можно использовать антиррокозийную химию WD-40.

                Шаг 5. Аккуратно вытащить подшипники. Если они у вас насыпного типа, то подготовьте место работы так, чтобы они не потерялись. Шарики никак не соединены ни с чем, поэтому они могут легко выпасть и потеряться. Если у вас промышленные подшипники, то вам придётся аккуратно поддеть чем-то тонким пластиковую часть, чтобы добраться до шариков.

                Совет: разделяйте шары правой чашки и левой, скорее всего, они уже немного деформированы. Чтобы не распространить деформацию на другую чашку, лучше всегда вставлять подшипники на их предыдущее место.

                Шаг 6. Верните подшипники на место. Распределите шарики ровно по краям чашки, если у вас насыпь. Промышленные достаточно просто вставить на место.

                Шаг 7. Вставьте ось, закрутите направляющие и контргайки. Следите за тем, чтобы ось выглядывала из чашек без перекосов по длине с одной из сторон. Наденьте на неё направляющие и контргайки. Если у вас насыпные подшипники, то может возникнуть дилемма: жёстко закрутить и устранить люфт, либо оставить люфт, но позволить подшипникам свободно вращаться. Если люфт невозможно устранить без сильного закручивания, то лучше всего оставить небольшое пространство, но не довести втулку до состояния полной деформации при езде.

                Шаг 8. Вставить колесо на место, и закрутить гайки. Следите за тем, чтобы колесо встало ровно, без перекосов.

                Как разобрать и поменять деталь на заднюю втулку на велосипеде

                Задние втулки являются частью трансмиссии, поэтому они имеют дополнительный механизм, который зависит от типа трансмиссии велосипеда:

                Прежде чем задаться вопросом: как поменять втулку на заднем колесе велосипеда, нужно выявить причину поломки. Для этого сперва разберите её по инструкции в соответствии с типом во втулки

                Задняя втулка под трещотку. Принцип работы такой же, как и с передней, но после демонтажа колеса с велосипеда (после Шага 2.) необходимо снять трещотку специальным съёмником и ключом и продолжить с Шага 3.

                Задняя втулка под кассету. После демонтажа колеса (Шаг 2) необходимо снять кассету специальным съёмником и хлыстом. Разборка барабана заключается в снятии контргайки и направляющей, после чего нужно аккуратно убрать барабан с оси.

                Фикс и сингл спид втулки разбираются точно так же как и передние, вам не нужно даже снимать звезду. Если у вас BMX, то придётся снимать «драйвер», он снимается по принципу барабана под кассету. Иногда встречаются односкоростные втулки с ножным тормозом, например на велосипеде «Украина», там нужно еще и вытащить тормозной механизм.

                замена передней втулки велосипеда

                Планетарные втулки обслуживать очень сложно из-за сложной конструкции, обычно они вообще не требуют обслуживания из-за закрытости механизма. Нет единого принципа обслуживания всех планетарок, под каждую модель должна быть своя инструкция. Процесс примерно такой: после откручивания всех гаек, необходимо снять крышку корпуса и вынуть сердцевину. Если вам удалось это сделать, то необходимо разобрать все подвижные механизмы для обслуживания. Важно запомнить, как всё было изначально, если вы делаете это впервые, чтобы вам удалось это собрать.

                Обслуживание

                Чтобы втулка долго прослужила, её необходимо регулярно обслуживать. Обслуживание заключается в прочистке подшипников и чашек корпуса от старой смазки, которая уже собрала достаточно грязи. Смазка чёрного цвета свидетельствует о наличии грязи. Такую смазку необходимо заменить, чтобы грязь не разрушала чашки и подшипники.

                Когда вы полностью разобрали втулку, вытрите старую смазку тряпкой или бумагой с подшипников и чашек корпуса втулки. Нанесите новую смазку на чашки и подшипники. Далее соберите конструкцию.

                Замена

                Не спешите менять всю втулку сразу, сперва выявите поломку. Иногда можно обойтись заменой всего одной детали: подшипника, оси, барабана или даже одной гайки. Стоимость одной детали будет гораздо ниже, чем всей втулки. Разберите втулку, выявите поломку и замените неисправную деталь.

                Если корпус деформирован на столько, что дальнейшая эксплуатация втулки является невозможной, то придётся менять её полностью. В такой ситуации придётся переспицевать колесо, т.е. снять все спицы с втулки и обода и надеть всё обратно, если спицы не жалко, то их можно просто срезать кусачками.

                Купить новую втулку любого типа вы можете в нашем интернет-магазине, доставка по Киеву курьером, в другие города по тарифам новой почты (Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Львов). Заменить втулку на вашем велосипеде вы можете в нашей мастерской, она находится в г. Бровары.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *