Как стать разработчиком игры
Перейти к содержимому

Как стать разработчиком игры

  • автор:

Хочу разрабатывать игры. С чего начать и удастся ли справиться самостоятельно

Всем привет. Меня зовут Евгений Ратушный, я Lead Unity Developer в студии AB Games. Почти два месяца — именно столько времени прошло от первой надписи Hello, world! на моем экране до первого оффера. Сейчас я работаю в компании, создавшей Hidden City — игру, в которую ежедневно играет 500 000 человек. В этой статье хочу рассказать о том, как попасть в GameDev, с чего начать и что нужно знать начинающему разработчику.

Мой пример может мотивировать, а может отпугнуть. Но в любом случае, если вы спите и видите, как разрабатываете игры — этот материал немного облегчит вам жизнь.

Необходимые знания и личностные качества будущего разработчика

Итак, у вас есть жгучее желание разрабатывать игры, но вы не знаете, с чего начать. Ответ простой: с себя. А именно с личных качеств, которые помогут вам быстро и эффективно осваивать необходимые для работы навыки.

Желание. Желание творить и учиться.
Дисциплина. Будет много нового и много непонятного. Без дисциплины и самоконтроля можно легко бросить начатое.
Энергия. Придется потратить много сил и энергии для получения знаний.

Теперь о знаниях. В сфере разработки игр практически нет разделения на «фронт» и «бэк», все разработчики игр — это максимально разносторонне развитые программисты. По специфике отрасли нужно все делать быстро, и задачи сформулированы не всегда понятно, а то и не всегда сформулированы — но это должно выглядеть красиво, играться увлекательно и приносить бизнесу много денег.

Кроме умения хорошо программировать и разбираться в архитектурах, нужно иметь комплексные знания в разных отраслях.

Хорошим плюсом будут знания:

  • 3D-моделирования;
  • растровых и векторных графических редакторов;
  • анимирования;
  • других смежных направлений, не связанных напрямую с профессией разработчика.

Нужно разбираться в графике и эффектах, понимать, что именно жрет ресурсы и как оптимизировать игру, чтобы она могла запускаться на целевых устройствах с высоким фреймрейтом, при этом еще и обладать графикой «лучше, чем у конкурентов». Надо часто решать задачи геймдизайна и игровой логики, которые появились в процессе разработки. В общем, «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Естественно, всеми этими знаниями мы от рождения не обладаем, и не все разработчики могут похвастаться глубокой экспертизой во всех направлениях, которые я перечислил выше.

С чего начать

Прежде всего вам нужно освоить язык программирования и игровой движок.

Отталкиваться стоит от того, какие игры мы хотим разрабатывать. От этого зависит выбор движка, следовательно, и языка, который нам нужно будет изучить.

Рекомендую сразу отбросить проприетарные игровые движки, которыми пользуются большие студии и к которым мы не сможем получить доступ, не устроившись туда работать. Тогда выбор сужается до всего нескольких привлекательных игровых движков: Unity, Unreal Engine, Game Maker, Godot, Cry Engine. Также есть производный от него Amazon Lumberyard и парочка менее известных. Но из них я бы хотел выделить два действительно достойных внимания: это Unity и Unreal Engine. Оба очень хороши, но каждый по-своему. Оба движка имеют большое и развитое комьюнити, поэтому в их изучении у вас не будет больших проблем. Давайте поговорим о них поподробнее.

Unity — невероятно популярный игровой движок, очень простой в понимании, удобный, приятный в использовании. Лучше всего на нем получается делать мобильные игры. Больше половины игр, которые вы найдете у себя в мобильном телефоне (если не все!), скорее всего, разработаны именно на нем. Компьютерные игры на нем тоже делают: Subnautica, Wastelend 2, Rust, Hearthstone, Pillars of Eternity, Escape from Tarkov, Humankind и другие.

Unreal Engine — авангард технологий, открытый игровой движок, обладающий одной из лучших в наше время систем рендеринга, отличным физическим движком и множеством разных крутых штук, таких как realtime-мультиплеер, который работает «из коробки». Хорошо оптимизирован, отлично подходит для AAA-графики, особенно для шутеров. На нем были сделаны многие легендарные игры, такие как Borderlands 3, Bioshock 2, Gears of War 5, Fortnite, Mass Effect 2, PUBG, Mortal Kombat 11.

Выбирать между движками нужно исходя из того, какой проект вы задумали. Если не планируете тратить все деньги мира на графику или собираетесь разрабатывать мобильные игры, вам больше подойдет Unity, в противном случае вам нужен Unreal.

Теперь язык. Если с движком вы уже определились, то тут должно быть все просто: для Unity подойдет C#, а для Unreal — C++.

C# немного легче в изучении, и вам будет проще начать. Но C++ более распространен в других игровых движках, поэтому в будущем вам будет проще найти работу с другим движком.

Поделюсь собственным опытом: освоив в совершенстве один язык, вы с легкостью перейдете на любой другой. Язык — всего лишь инструмент, намного важнее умение им пользоваться, то есть знания фреймворков, в том числе и самого движка.

Также, если ваш выбор падет на Unreal, важно отметить, что он обладает собственным визуальным языком программирования Blueprint, который очень прост в освоении и подойдет для создания простых механик, например для прототипирования. К слову, у Unity есть свой аналог, который называется Bolt. Это решение отлично подойдет для геймдизайнеров, которые хотят попробовать прототипировать самостоятельно игровые механики без необходимости изучать язык программирования.

Как работают игры

Если представить, что игра — это позвоночное существо, каждая из составляющих которого жизненно необходима, то: архитектура — это скелет и нервная система игры, геймплей — его мясо, окружение — его каналы коммуникации, игровой движок — утроба, в которой игра рождается и формируется. Я постараюсь рассказать о каждой сущности поподробнее. И начнем, пожалуй, с движка и окружения, поскольку это все же сущности второго порядка, а позднее перейдем к архитектуре и геймплею.

Движок — это совокупность решений для удобной разработки игры: среди них вы найдете менеджер файлов, окон, всевозможные редакторы и инструменты, с помощью которых настраивается графика, связи игровой логики, верстается UI. Сюда включаются различные решения, позволяющие рендерить картинку, воспроизводить различные эффекты и звуки, в конце концов решения, позволяющие компилировать данные в необходимый устройству формат, и другие штуки для создания игры.

Также в движке разработчики создают инструменты для геймдизайнеров и интеграторов, которые позднее, когда игра будет готова, будут наполнять ее контентом и настраивать с их помощью геймплей. Примером таких инструментов можно назвать редакторы уровней, таблицы настройки баланса и так далее.

Окружение — это различные сервисы и модули, которые не могут являться частью игры по определению, но необходимы ей для функционирования. Например, аналитические сервисы, маркетинг, live ops и прочее. Окружение помогает нашей игре нормально развиваться и находиться на плаву долгое время.

Архитектура — как и в любом приложении, это скелет, на котором все держится. Она описывает связи между модулями, принципы того, как приложение будет обрастать мясом. А также сильно влияет на то, как быстро приложение будет разрабатываться и насколько большим и сложным оно может быть.

Для небольших проектов принято использовать простые и удобные решения, жертвовать запасом прочности в угоду простоте и скорости разработки.

Приложения, которые планируется поддерживать и наращивать фичи длительное время, традиционно пишутся на более громоздких и неудобных, зато консервативных и прочных архитектурах.

Архитектура приложения может быть похожа на скелет человека, когда все кости связаны между собой суставами, или быть словно привидение, легкое и невесомое, когда никто наверняка не знает, какого оно роста и что у него за спиной. К сожалению, мне приходилось встречать и скрюченных уродцев-мутантов, таких в игровой индустрии большое множество. Всему виной изменчивость рынка, трендов и необходимость сильно менять функционал приложения и добавлять фичи, которые не вписывались в изначальную концепцию разработки. Но эти приложения тоже имеют право на жизнь, просто их сложнее поддерживать, отлавливать в них баги и добавлять новые фичи.

Геймплей — это, по сути, то, с чем взаимодействует игрок, то, что создает игровой процесс. Он описывает игровую механику, все то, что должно по задумке геймдизайнера приносить удовольствие игроку. Его принято разделять на «кор-геймплей» и «мета-геймплей».

  • Кор-геймплей — это основной цикл действий, позволяющих игроку двигаться по игровому прогрессу. В шутерах вроде Counter-Strike кор-геймплеем являются перемещение по карте, стрельба и другие способы убийства противников. В игре вроде Hidden City кор-геймплей — это поиск предметов на локациях.
  • Мета-геймплей — это все необязательные игровые активности, все, что окружает игрока во время игрового процесса. И если эти сущности исключить из игры, она не потеряет своего смысла, но может утратить блеск. Например, мета-геймплей в Counter-Strike, в частности CS:GO — это покупка скинов и рейтинговая система, а в Hidden City — раскрытие тайн города теней. Если убрать эти вещи, игроки все еще смогут играть и получать удовольствие от кор-механики, но игра быстро потеряет смысл, так как не будет иметь «высшей цели».

Мобильные игры и игры для ПК — есть ли разница и в чем

В разговоре о движках я упомянул, что на одних лучше писать игры для мобильных, на других — для ПК. Есть куча нюансов, о которых можно рассуждать вечно. Я постараюсь сконцентрироваться на самых важных, на мой взгляд, вещах.

Билд

Вообще, процесс сборки мобильных и десктопных игр с использованием таких современных игровых движков, как Unity и Unreal, мало чем отличается. Мы просто работаем над проектом и при билде выбираем платформу, на которой хотим запускать его. Игра одинаково просто компилируется на разные платформы, будь то игровая консоль, мобильный телефон или ПК.

Инпут

Важный нюанс — система ввода. Для мобильных платформ это тачскрин, для компьютеров — мышь и клавиатура, для консолей — геймпад, для VR хедсетов — акселерометр и триггеры. Все системы категорически разные, и в процессе разработки обязательно нужно помнить, как именно пользователь будет взаимодействовать с игрой. От этого строится геймплей, основополагающий аспект игры. Поэтому для того, чтобы в игру можно было играть с различных платформ, нужно помнить об этом на всех этапах разработки.

Производительность

В чем-то игры для ПК разрабатывать даже проще. Потолок производительности выше и можно не обращать внимания на многие мелочи при оптимизации игры. Но на компьютерах мы обычно привыкли видеть хорошую графику, а с ней гораздо сложнее работать, потому что все шейдеры и эффекты сами по себе намного сложнее и их, соответственно, сложнее оптимизировать. Конкуренция по уровню графики же очень высока, и рынок всегда требует нового уровня.

В разработке игр под мобильные телефоны есть куча сложностей с тем, чтобы оптимизировать все, в том числе и самые примитивные операции, которые на любом, даже очень слабом ПК были бы просто незаметны.

Если стоит задание поддерживать игру одновременно и на мобильных, и на стационарных устройствах, возможно, что для разных платформ будет использоваться разный пак моделей, текстур, а часть визуальных эффектов может быть выключена или заменена.

Размер проекта и детализация

Мобильные игры — чаще всего небольшие проекты. Редко мобильная игра по количеству механик и детализации мира дотягивает до компьютерной. Естественно, я говорю о средних значениях. Понятно, что это далеко не всегда так. Но не лишним будет заметить закономерность, что компьютерные игры часто намного более объемные и проработанные, чем среднестатистическая мобильная игра. Это же наблюдение можно отнести и к размеру команды, бюджету игры, длительности разработки.

В общем все проекты разные, и выделить нюансы, которые отличают мобильную разработку от компьютерной, не беря в контекст различие игровых жанров, механик, размер проекта, — невозможно.

Замечу также, что программисты так или иначе пишут программы, отлавливают баги, настраивают различные эффекты и часто не обращают внимание на платформу, под которую они создают игру. Да что там на платформу, часто не обращаешь внимание на геймплей и жанр игры, будь то HOPA или шутер. Ты сосредотачиваешься на мелочах, погрузившись в свои мысли, и движешься по выработанному пути, не обращая внимание на общую картину. Как шутят разработчики: «То, какую игру ты разрабатываешь, больше всего влияет на то, как ты можешь хвастаться результатами своей работы перед друзьями. И если это РПГ, у тебя точно меньше шансов быть высмеянным».

Самостоятельно или в команде

Разрабатывать игры одному сложно, командная работа вдохновляет, ты чувствуешь, что являешься частью большого процесса. Нельзя забывать, что мы не можем быть экспертами сразу во всем и часть работы лучше делегировать другим, более компетентным в некоторых вопросах людям. Иначе придется самому делать нарратив, художку, UI/UX, моделирование, геймдизайн, аналитику, маркетинг, саунд, QA, техарт и программирование. Это я только программу минимум перечислил.

Но, как показывает практика, разрабатывать игры самому вполне реально. Много крутейших продуктов вышло с подачи одного разработчика: для примера, перескажу очень кратко историю разработки Stardew Valley. Один парень, Эрик Барон, делал эту игру целых пять лет. Все начиналось с того, что это был его pet-project, который должен был ему помочь устроиться на работу. Но все затянулось, и игра очень разрослась, позднее он принял решение довести ее до конца. Это легендарная история самопожертвования ради дела всей жизни, ведь не было никаких гарантий, что его авантюра удастся. После выхода игры он стал очень успешен, и это оправдало все силы и средства, вложенные в разработку проекта.

Но не стоит забывать, что это лишь синдром выжившего и мы не знаем про сотни тысяч загубленных душ, истории которых закончились менее успешно.

Так что на вопрос «Реально ли разрабатывать игры самому?» ответ существует, и он положительный. Но чем меньше и проще этот проект, тем реальнее.

Мой личный совет: важно постоянно находиться в геймдев-движухе. Участвовать в games-джемах, посещать различные конференции (как игровые, так и технические), делать свои pet-projects и делиться ими с друзьями и коллегами, собирать фидбэки и анализировать свои результаты. Стоит хотя бы раз почувствовать драйв индустрии, когда вы научитесь «серфить» по волнам трендов и новых технологий ― начнете получать от этого огромное удовольствие. А еще это заряжает эмоциями и энергией, которая дает огромный буст в работе и саморазвитии.

Путь разработчика-одиночки сложный. И для того, чтобы отправиться туда самостоятельно, нужно быть либо отчаявшимся авантюристом, либо уверенным в себе специалистом с большим багажом знаний. К слову, знания можно почерпнуть из специальной литературы, онлайн-курсов и YouTube.

Где черпать знания

Я не соврал, когда написал, что между погружением в тему и своей первой работой в геймдеве прошло всего два месяца. Однако это было непростое время — и я никогда прежде не поглощал знания в таких объемах, как за этот период: в ущерб сну, социальным контактам и даже еде. Это был большой стресс, я ощущал последствия этого периода еще несколько месяцев после того, как попал на свою первую работу.

Но я не заставлял себя, у меня просто было необъяснимо сильное желание попасть в геймдев и стать разработчиком. Это желание копилось во мне 24 года и прорвалось наружу в один миг.

Блоги и полезные сайты

И именно тогда я на практике ощутил, что скорость получения информации из чтения книг слишком низкая и в целом подходит не каждому. Тем более, что часто техническая литература написана так, что начинающий разработчик должен гуглить чуть ли не каждое слово. Поэтому признаюсь без стыда: самым большим бустом в обучении для меня стал YouTube.

Советую начать с канала Гоши Дударя. Я смотрел видеоуроки по языку С# для Unity, а также несколько курсов о движке Unity. Рекомендую обратить внимание на разнообразные видео на его канале из серии «Делаю игру на Unity за час». Их много, и они крайне полезны для новичка. Именно для новичка: я не считаю его экспертом в разработке игр, но как учитель он хорош тем, что объясняет все простым языком, на пальцах. Дружеский совет: стоит не просто просматривать видео, а параллельно отрабатывать каждое действие на компьютере.

Еще один чрезвычайно полезный канал для начинающего разработчика — Simple code и, в частности, видеокурс на нем «С# от новичка до профессионала». Авторский подход к изучению языка намного серьезнее и качественнее. Максимально понятно разъясняются все нюансы. Когда я просматривал этот курс впервые, там было около 20 видеоуроков. Сейчас их больше 100, и, похоже, это еще не финиш. Крайне рекомендую!

Просмотрев оба вышеупомянутых видеокурса, я начал искать нечто более глубокое о Unity — и решил приобрести запись курса на Udemy. Так я первый и последний (во всяком случае, на сегодня) раз потратил целых $11 на свою учебу. Это был курс «Unity 2017 для начинающих — полный практический набор» от Романа Сакутина. Не жалею о потраченных деньгах: тут я отыскал много полезной информации, которую не встречал в видекурсах на YouTube. Также информация была хорошо структурирована по темам и удобна для изучения.

Есть также канал Emerald Powder с туториалами по созданию игр, реализации конкретных механик и обзорами новых инструментов, или Lex Darlog, где показана работа с шейдерами в Unity.

Когда изучение материалов на Udemy перевалило за ⅔, я уже получил работу. Далее на протяжении всего обучения я активно пользовался Google и просматривал многочисленные видео разных авторов на темы, которые были мне непонятны. А еще много общался в Telegram-канале о разработке игр на движке Unity. Впоследствии, кстати, я и сам стал помогать таким же новичкам, каким когда-то был сам.

Кроме того, рекомендую посещать интересные подсайты на Reddit, к примеру, такие как Gamedev, Blender, Gaming, IndieDev, IndieDev, Unreal Engine, VFX и Unity3D.

Книги

Если же у вас есть время и вдохновение на чтение книг, делюсь собственной экспертизой, с чего начинать изучать Unity и C#.

«C# х.0. Справочник. Полное описание языка», Бен Албахари, Джозеф Албахари

Вместо «х» подставьте актуальную версию языка, который вам нужно освоить. Книга будет отличаться лишь последними главами: основы же остаются без изменений. В свое время я читал о C# 7.0 — и, признаюсь честно, это моя любимая книга о программировании. Даже некоторое время спустя, когда я ее перечитывал, сразу открывал для себя нечто новое. Благодаря хорошо структурированным текстам, написанным понятно и лаконично, книга подойдет для читателя с любым уровнем владения языком и программирования в целом.

«Unity и C#. Геймдев от идеи до реализации», Джереми Гибсон Бонд

Идеальна для легкого старта в карьере разработчика игр на Unity благодаря детальным описаниям всех процессов, с самых азов. Прототипирование игры, основные этапы ее разработки, введение в программирование на С#, описание движка и его функционала вместе с чудесными примерами несложных игр и детальными гайдами по их созданию, со скриншотами и объяснениями, как это работает — легко и интересно, читается на одном дыхании.

Если желаете сосредоточиться на изучении Unreal Engine, рекомендую книги, которые в свое время «зашли» мне.

«Об’єктно-орієнтоване програмування», В. В. Бублик

Эту книгу мне дал один знакомый с комментарием: «Лучшая книга для начинающего программиста». Она рассказывает о программировании в целом и о современном подходе к написанию программ согласно одноименной парадигме программирования ООП, а также основы языка С++. Книга пригодится вне зависимости от языка, который вы выбрали — если, конечно, с его помощью можно реализовать программы, написанные согласно ООП. И, разумеется, она будет абсолютно уместна, если вы решили изучать С++.

«Разработка RPG в Unreal», Стив Сантелло, Алан Стегнер

Книга весьма напоминает вышеупомянутую «Unity и C#. Геймдев от идеи до реализации» за исключением того, что языку разработки уделено не так уж много внимания. А вот рассказы о том, как вообще писать игры, прорабатывать концепцию и примеры их создания с детальным описанием и скриншотами — радуют не на шутку.

Если вы уже не новичок, но испытываете необходимость в актуализации знаний, вот мой персональный топ-3 лучших книг для глубокого изучения программирования. Их можно перечитывать вечно и каждый раз находить там для себя новые открытия. Воистину легендарные книги, и это далеко не только мое мнение.

«CLR via C#», Джеффри Рихтер

Книга о языке C#, но в этот раз она не ставит перед собой задачу методично перечислить все особенности языка, хотя по факту это так или иначе описывается. Задача книги: объяснить читателю, как вообще происходит выполнение кода в исполняемой среде, что такое компиляция, управление памятью и другие важные аспекты, о которых большинство программистов не задумываются или даже могут не подозревать. Эта книга поменяет ваше мнение о том, как нужно писать программы. Но подчеркну: я не советую ее к прочтению новичкам, вы уже должны уметь уверенно программировать, прежде чем возьмете ее в руки.

«Совершенный код», Стив Макконнелл

Еще одна книга из серии не для новичков. Миллион советов, как лучше писать ПО, куча нюансов разработки и проектирования программ. Она включает в себя примеры на «псевдокоде» и на различных языках программирования, таких как Visual Basic, C, C++, C#, Java. Языки для примеров используются в зависимости от контекста и от того, на каком из них автору показалось более удачным решением продемонстрировать проблему. Подойдет для глубокого изучения программирования в целом.

Game programming patterns, Robert Nystrom

Невероятно полезная книга для опытных программистов: новички, к сожалению, вообще не поймут то, о чем в ней написано. Как, собственно, случилось в свое время и со мной: никогда не забуду, как взял ее в руки в первые месяцы изучения программирования, открыл и спустя полчаса закрыл с разочарованием. Я был в шоке от того, что не понял ничего: то ли оттого, что недостаточно еще опытен, то ли оттого, что внутри написана какая-то бессмыслица.

Спойлер: далеко не бессмыслица, это одна из важнейших книг для того, чтобы писать хорошие архитектуры и пользоваться программированием так же искусно и эффектно, как боевые монахи Шаолиня применяют кунг-фу. Она написана на примерах языка С++, но это не мешает понять суть, если вы пишете на другом. В ней рассказывается о паттернах программирования, начиная от первых задокументированных «бандой четырех» и заканчивая собственными паттернами автора с историей о том, что привело его к тому, чтобы сформировать определенные закономерности.

Моя последняя книжная рекомендация не связана напрямую с программированием и изучением движка. Скорее это история культуры геймдева и рассказ о процессах разработки определенных легендарных игр от имени людей, которые принимали в этом непосредственное участие.

«Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр», Джейсон Шрейер

Из этой книги вы узнаете, как разрабатывались такие игры, как The Witcher 3, Stardew Valley, Diablo 3, Uncharted 4, Dragon Age: Inquisition и другие. Она поведает вам о внутренней стороне индустрии геймдева, о работе в больших компаниях и инди-разработчиках. Настоятельно рекомендую!

Как вы уже, наверное, поняли, путь в GameDev непрост. И чтобы попасть сюда, нужно многому учиться, прикладывать максимум усилий и любить свое дело. Поэтому заведите себе список полезных ресурсов, чтобы следить за индустрией и постоянно совершенствовать свои навыки.

�� Подобається Сподобалось 38

До обраного В обраному 22

Как стать разработчиком игр имея за пазухой только здравый смысл?

Давно мечтаешь создать игру? Чтобы любой человек планеты смог без проблем ее найти на пространствах интернета и сыграть? Но у тебя нету ни средств для того чтоб оплатить должную учебу или мотивации чтоб поднять свой «ленивый зад» и начать кодить? Или ты просто сантехник, которому надоело каждый день сидеть за унитазом соседей и хочешь попробовать что-то новое в жизни? Ты, естественно, без проблем можешь начать разрабатывать игры. Только тебе нужно определиться с одним вопросом. А реально нужно тебе это? Если да, то какой толк ты хочешь вынести из всего этого?

  • Чтоб заработать кучу денег и прославиться?
  • Чтоб утереть нос другу, который не первый день хвалится что он крутой разработчик во всем мире?
  • Или просто так, для души, потому что ты еще тот геймер и у тебя есть довольно неплохая идея для разработки игры, которая будет не хуже, чем те, которые находятся в топе любого магазина.

Если так, то завари чашку кофе и погнали разберем несколько пунктов которые могут помочь тебе стать на путь разработчика игр ну или просто забавно провести время и отвлечься от дневной суеты.

Начальная разработка. Ожидание-реальность

Будь готов к тому, что на начальных этапах у тебя мало что будет получаться. И попытки создать Хагрида из Гарри Поттера

Рис.1. Ожидаемый результат

могут превратится в анекдот. Хорошо если у тебя получится что-то такое:

Рис.2. Хороший результат

Но если в итоге выйдет что-то такое:

Рис.3. Ржачный результат

То я уверен, что после того как сравнишь с оригиналом, то ржач будет стоять целый день.
Ну а вообще самое главное на начальном этапе это хоть какой-то результат. Как говорится «отрицательный результат, тоже результат». Ведь потом эти свои наработки будешь улучшать и со временем выйдет что-то годное. Не бойся экспериментировать и создавать что-то свое. Пусть на первый взгляд это будет устрашающе выглядеть. Ведь знаменитые компании не с первого раза стали знаменитыми. Все начиналось с мелочи. И, возможно, у кого-то первые наработки были созданы на коленке в гараже у соседа. Кто знает, может и твой начальный ужастик со временем наберет популярность и вырвется в топ лучших.

Что лучше? 2д или 3д на начальном этапе?

Многие начинающие разработчики могут сказать, что 2д проще. Тем что это 2д. Ну согласиться я не могу. Лучше то, что нравится. Нравится 3д? делай в 3д. Нравится 2д? Делай в 2д. Ведь разница тут только в координатной плоскости. А суть та же самая. Ведь что в 2д что в 3д тебе придется двигать персонажа. Что там, что там обрабатывать триггеры. Что там, что там писать ИИ (искусственный интеллект) для врага. То, что имеет меньшую размерность не значит, что проще. Как говорит знаменитая пословица: «Главное не размер, а умение пользоваться». Так что главное не размерность координатной плоскости, а то как ты умеешь с ней обращаться. Везде есть свои плюсы и минусы. Если рассматривать на уровне графики, то в 2д тебе нужно нарисовать спрайт и потом секвенцию кадров для анимации, ну а в 3д, нужно смастерить 3д модель и анимировать с помощью костевой анимации (если живое существо) или достаточно просто создать шар и используя ключи анимации просто двигать его, вращать, масштабировать и т.д. Но если нет художественного вкуса, то может получится что-то консервное (вспомним Хагрида). Так что, если говорить уж про размерность, то каждый выбирает по вкусу. Тот, кто хорошо владеет 3д пространством, тот с легкостью может перейти на 2д, а тот, кто хорошо владеет 2д, то тому нужно представить еще одну ось и адаптироваться.

Стоит ли платить за обучение?

Этот вопрос для каждого индивидуален и зависит от каждого. Можно и без преподавателей обучиться, но это будет долгий процесс поиска нужной информации в гугле. Можно вступить в разные группы единомышленников, но не надейся, что с тобой там нянчиться будут. Могут помочь советом, а могут и послать нафиг за наглость. Помочь могут с каким-то определенным алгоритмом и направить на ресурс, который может ты и читал, но не внимательно. Но не надейся что там будут объяснять «как создать переменную» и «зачем ставить ‘;’ в конце строки» в С-подобных языках программирования. Такие вещи могут рассказать преподаватели в учебных заведениях, или те, которым ты будешь платить деньги на курсах. Я не призываю категорически отказываться от платных курсов. Так как там собрано большинства материала, который ты бы сам годами собирал на пространствах гугла (ну если ты конечно не красноглазый задрот, который днями и ночами сидит за компом и даже не выходит на улицу, потому что дневной свет слепит глаза). Есть курсы, которые предлагают первое бесплатное занятие. На нем ты конечно и не узнаешь весь ожидаемый материал, но зато оценишь преподавателя, его манеру общения и сможешь решить стоит ли тебе платить за курс обучения с ним или, как обычно говорят на рынках «я посмотрю еще и тогда вернусь».

Unity vs Unreal Engine (UE)

Как ты уже догадался речь пойдет о игровых движках. Какой лучше выбрать? Ответ дам простой – какой понравится. Ведь в этом то я тебя ограничивать не буду. Есть много игровых движков, как профессиональных, так и простых. Но Unity и UE считаются самыми популярными. Но ты можешь посмотреть и множество других, таких как CryEngine, Godot, Creation Engine или какой-то конструктор по типу Construct, или вообще можешь написать свой и ни от кого не зависеть.

Плюсов от своего движка много, но главный и единственный минус это разработка. Нужно знать много чего о графике, нагрузке на систему и прочее чтоб не просто сделать «какое-то дерьмо», а действительно подходящий движок, который можно использовать еще много лет и усовершенствовать. Или можно выбрать из уже готовых и не утруждать себя, и не брать лишние проблемы на свою голову. Можешь попробовать один или оба (чтоб сравнить какой ближе по душе) этих игровых движков. Могу сказать вкратце:

  • Unity – может справиться даже из слабыми ПК, ну конечно не из самыми древними мумиями, но 4 гб оперативы и 1 гб видеокарты потянет. Не для масштабного ААА проекта, а для какой-то простенькой игрушки вполне сойдет. Конечно программировать будешь на C#, так как JavaScript был выпилен из движка. Ну а если ты жестокий фанат JS, то можешь скачать раннюю версию и наслаждаться разработкой. Также можешь использовать внешние плагины чтоб программировать например на Python.
    А вообще на этом движке можешь создавать хоть ААА проекты, хоть обычные 2D платформеры для различных устройств (хоть для Android, PC, IOS, tvOS (только представь, твой чудик, который создашь, будет бегать по всех теликах планеты)) так как он считается кроссплатформенным. Только набей свой комп хорошей начинкой и в «бой за орденами».
  • Unreal Engine – как минимум 8 гб оперативы точно нужно. Так как это мощный игровой движок и Unity уступать ничем не собирается. Тут без проблем создавай что хочешь, хоть ААА, хоть 2D, хоть 2D с элементами ААА. Только одень свой ПК пристойно, чтоб он не залагал только при нажатии на сам ярлык. А так этот движок тоже кроссплатформенный, как и Unity. Правда язык программирования тут С++ и BluePrint (визуальный скриптинг для тех кто не шарит в программировании). Все что душе угодно. Разработчики так устроили это логово чтоб заманить всех кто шарит и тех кто не шарит в программировании. Все что вашей душе угодно лишь бы вы хоть что-то делали.

А так эти два мирных существа (о движках идет речь) еще имеют свои магазины ресурсов где ты можешь скачать различные модели, скрипты, текстуры вплоть даже до кусков сцен или игр, которые можешь переделать под себя и наслаждаться разработкой.

Сможет ли сантехник с нулевыми знаниями стать геймдев разработчиком?

Бессрочный ответ – да. Разработчиком может стать кто угодно. Хоть даже повар, который не умеет готовить. Может просто готовка это не его, а где-то в глубине души он прирожденный игродел.

Главное это желание, собранность, настойчивость и пару сотен тонн нервов. Так как они ой как пригодятся. Особенно если не будет что-то получаться. Всему свое время. Со временем разработки ты получаешь навыки, которые в будущем будут приносить доход если направить их в нужное, а главное — правильное русло. Так же многие говорят, чтоб стать успешным разработчиком нужно долбать гугл целый день и работать. Полностью не согласен. Так как есть еще такие вещи как здоровье, семья и отдых. Работать нужно в свое удовольствие. А не пыхтеть целый день чтоб еще чуть-чуть и глаз дергался. А потом приобрести билет в один конец – в дурку.

А если работа не приносит удовольствия, то это каторга. Особенно если эта каторга за копейки. Многие, кто работают на нелюбимой работе просто говорят, что они ничего не умеют и это единственный их доход, а на лучшую работу нужно лучшие навыки. ТАК БЛИН ЧТО ЖЕ МЕШАЕТ ТЕБЕ ИХ ПРИОБРЕСТИ? Ты можешь временно работать на этой работе для того чтоб получать з/п и с голоду не откинуться, а в свободное время можешь приобретать навыки в любимом занятии.

Только не делай хобби работой, так как работа может угробить это хобби и в свободное время сложно будет чем-то заняться если хобби было одно, и то которое напоминает о работе. Как говорят «работа должна быть любимым занятием, а не каторгой», так как в такой ситуации поступить? Просто. Нужно иметь больше чем 1 хобби. Одно можно превратить в работу, а следующие как отдых. И работа увлекательная и в свободное время есть чем заняться и отвлечься.

Выводы

В итоге стало понятнее, чтобы стать разработчиком не обязательно нанимать дорогих преподавателей чтоб оттачивать свои навыки. Можно это сделать самому. Да – это долго. Да – это сложно. Но зато результат на лицо будет и денег сэкономишь и навыки приобретешь.

Но также, эти навыки можно приобрести и немного быстрее наняв преподавателя. Если знания нулевые, то сойдет любой преподаватель. Так как в таком случае он шарит больше чем ты. А если бюджет позволяет, то лучше нанять качественного. А, также, нужно иметь желание, тонны пачек нервов, самоорганизованность и конечно стремление и любовь к играм. Так как без этих параметров навряд ли ты сможешь продвинуться если будешь опускать руки после каждой неудачи. Илон Маск тоже не с первой попытки стал успешным. Так что работай над собой, выбери свою дорогу, цель и следуй ей. И помни что эта дорога будет подобна различным раннерам, то есть на этом пути обязательно будут вещи или люди, которые будут стараться сбить тебя с пути и не дойти к цели. А если потерпишь неудачу и сдашься, то свернешь с пути раньше, чем узнаешь какой приз ждет тебя в конце этого пути. И каждый навык расценивай как чекпоинт в играх, приобретая который, ты сохраняешь свой прогресс на пути и после неудачи можешь воскреснуть с этой точки сохранения. Все в твоих руках! Главное верь в это, и ты добьешься своего успеха!

  • создание игр
  • игры
  • как стать разработчиком игр
  • как стать программистом
  • карьера программиста
  • карьера ит-специалиста
  • карьера в it-индустрии
  • программирование
  • разработка игр
  • разработка приложений
  • Unity
  • Unreal Engine
  • GTD
  • Учебный процесс в IT
  • Карьера в IT-индустрии

Как стать разработчиком игр?

Это мечта многих геймеров. Но надо помнить, что работа создателя игр при всей внешней привлекательности очень непростая. Разработчикам приходится проводить долгие часы, оттачивая каждую деталь проекта.

А если вы хотите выпустить инди-игру, кроме кода вам, скорее всего, придётся заниматься тестированием, разработкой концепта, дизайном. Зато в результате могут получиться новые What Remains of Edith Finch или Untitled Goose Game. Готовы действовать? Рассказываем как и с чего начать.

Что нужно уметь

Требования к начинающим разработчикам игр в большинстве вакансий одни и те же:

  • геймерский опыт;
  • понимание основ объектно-ориентированного программирования и баз данных;
  • знание Git;
  • умение работать в Unity или Unreal Engine.

Хорошо, если вы разбираетесь в математике, физике и теоретической механике. Большинство игровых студий используют гибкие методологии управления проектами, поэтому нужно понимать, что такое Agile и Scrum, и уметь пользоваться канбан-досками.

Узнай, какие ИТ — профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Получить подборку бесплатно
Уже скачали 27952

Какой игровой движок выбрать

На рынке игровой разработки когда-то доминировал движок Unity. Он был первой полноценной бесплатной средой для создания игр. Сейчас не менее популярным стал Unreal Engine 4.

Преимущества Unity

Unity ориентирован на небольшие 2D-проекты, отлично подходит для разработки мобильных игр. У него ниже системные требования, можно создавать простые игры даже на слабом ПК. Программировать нужно на C# , который несложно изучить с нуля. Можно подключить внешние плагины и использовать другие языки, например Python.

Для вас подарок! В свободном доступе до 05.05 —>
Скачайте ТОП-10 нейросетей, которые помогут облегчить
вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Преимущества Unreal Engine 4

UE4 подходит для сложных 3D-игр. У него выше системные требования, но можно добиться более впечатляющих графических эффектов. Движок интуитивно понятный. Благодаря системе визуального создания скриптов Blueprints можно создать полноценную игру практически без кода.

Выбирайте движок в зависимости от жанра игры, которую планируете создать. Если это мобильная 2D-игра или, например, простая RPG — попробуйте Unity. Если в планах файтинг, гонка, сложный шутер — используйте UE4.

Какие языки нужно знать

Выбор языка программирования зависит от движка, которым вы будете пользоваться. Unity требует знания C# , Unreal Engine 4 — С++. Для разных целей вам потребуется также разбираться в основах Java, HTML5, CSS3, JavaScript, SQL.

Если планируете заниматься мобильной разработкой, изучите Swift для iOS и macOS. Для браузерных игр понадобятся PHP и JavaScript.

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 05 мая
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Сколько зарабатывает разработчик игр

На hh.ru сейчас открыто более двух тысяч вакансий со средней зарплатой 150 тысяч рублей. Получать такую сумму вы сможете при наличии опыта от года и портфолио.

Начинающий разработчик в крупной студии может зарабатывать 50–60 тысяч рублей в месяц. Требования к его навыкам обычно минимальны. Первое время придётся работать под присмотром старших коллег, но зато можно набраться опыта и прокачать навыки.

Только до 6.05
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей

Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

Разработчики мобильных игр в среднем получают немного меньше. При этом минимальная зарплата на рынке у тех, кто пишет игры под Android. Разработчики игр для iOS зарабатывают больше — это связано с тем, что стоимость их продукта в App Store выше.

Можно ли научиться самостоятельно

В интернете много бесплатных видеоуроков с пошаговыми инструкциями. Можно даже найти руководства и сделать свою первую простую игру на Unity или UE4.

Информация в сети разрозненная и часто устаревшая. Нужно тратить время не только на обучение, но и на поиск материалов и проверку их на актуальность. К тому же если в процессе разработки игры возникнут сложности, разбираться придётся самостоятельно или с помощью ответов на форумах.

На факультетах GeekBrains вы получите актуальную информацию от преподавателей, которые работают в игровых студиях. Глубоко разберётесь в том, как работают движки и как создать игры в разных жанрах. Сможете задать любой вопрос и получить обратную связь по своим проектам.

На факультете разработки игр на Unity вы научитесь писать на C# и создадите 3D-игру с видом от первого лица, браузерный 2D-платформер, мобильную гонку, стратегию, гиперказуальную игру и Action RPG.

На факультете разработки игр на Unreal Engine 4 вы научитесь работать с C++ и создадите двухмерный платформер и мультиплеерные игры.

Как стать разработчиком игр? 8 ответов от геймдевелоперов

Аватарка пользователя Марина Александровна

Мы выяснили, какие языки и инструменты нужно освоить, с чего начать и как выстроить план обучения, чтобы стать разработчиком игр.

Как стать разработчиком игр с нуля, да ещё и востребованным? Универсального рецепта нет, но есть костяк из знаний и навыков, на который можно опереться. О том, что нужно знать, чтобы попасть в сферу геймдева сегодня, рассказывают сами разработчики игр.

С чего начать?

Александр Саваткин, Senior Developer в компании Alawar:

В первую очередь, нужно начать с малого — разобраться в том, как устроены игры в целом. Для быстрого старта в разработке вам помогут готовые движки. Самый популярный и довольно простой игровой движок — Unity, который содержит множество инструментов, облегчающих разработку (посложнее и серьёзнее — Unreal Engine — C++).Чтобы начать разработку, вам необходимо иметь хотя бы базовые знания программирования. В частности, для движка Unity нужно знание языка C#. То есть должно быть понимание основ ООП, основных структур данных. Если говорить про среды разработки, то это могут быть как MS Visual Studio, так и другие сторонние решения, где вам удобно будет писать код.

Как выстроить план обучения?

Александр Саваткин, Senior Developer в компании Alawar:

Всё обучение должно быть выстроено, в первую очередь, на практике — делайте много небольших и законченных проектов. На старте такие проекты можно найти в различных уроках, курсах, а после уже пытаться придумывать свои мини-игры. Не старайтесь сделать сразу большой проект мечты — без базовых знаний на таких проектах обучаться будет значительно тяжелее и дольше. Пусть у вас будут вместо игроков и врагов разноцветные кубы и шарики, зато вы поначалу не будете отвлекаться на более сложные детали, такие как анимация, эффекты. Постепенно научитесь работать с ресурсами, выстраивать простые сцены, попробуете работу как в 2D, так и в 3D.

А что насчёт книг?

Чтобы стать разработчиком игр, нужно много практики, но это не значит, что её не стоит подкреплять теорией. Стоит отметить, что подавляющее большинство хороших книг по геймдеву можно найти только на английском языке. Держите настоящую дорожную карту по геймдеву от одного из пользователей GitHub:

Как стать разработчиком игр? 8 ответов от геймдевелоперов 1

Каждый из этих блоков включает в себя ряд книг по разработке игр, которые позволят двигаться в нужном направлении.

Особой популярность пользуются ещё такие книги по геймдеву:

Foundations of Game Engine Development, Volume 1: Mathematics

The first volume of Foundations of Game Engine Development discusses the mathematics needed by engineers who work on games or other types of virtual simulations. The book begins with conventional treatments of topics such as linear algebra, transforms, and geometry. Then, it introduces Grassmann algebra and geometric algebra to provide a much deeper understanding of the subject matter and highlight the places where traditional arithmetic with vectors, matrices, quaternions, etc., isn’t quite correct. Includes exercises.

Hands-On Unity 2020 Game Development: Build, customize, and optimize professional games using Unity 2020 and C#

Over the years, the Unity game engine has extended its scope from just being about creating video games to building AR/VR experiences, complex simulations, real-time realistic rendering, films, and serious games for training and education. Its features for implementing gameplay, graphics, and customization using C# programming make Unity a comprehensive platform for developing professional-level, rich experiences.

With this book, you’ll be able to build impressive Unity projects in a step-by-step manner and apply your knowledge of Unity concepts to create a real-world game. Complete with hands-on tutorials and projects, this easy-to-follow guide will show you how to develop your first complete game using a variety of Unity tools. As you make progress, you’ll learn how to make the most of the Unity Editor and create scripts using the C# programming language. This Unity game development book will then take you through integrating graphics, sound, and animations and manipulating physics to create impressive mechanics for your games. You’ll also learn how to code a simple AI agent to challenge the user and use profiling tools to ensure that the code runs in a performant way. Finally, you’ll get to grips with Unity’s AR Foundation for creating AR experiences for 3D apps and games.

By the end of this book, you’ll have developed a complete game and will have built a solid foundation using Unity’s tooling ecosystem to develop game projects of any scale.

Game Engine Architecture, Third Edition

In this new and improved third edition of the highly popular Game Engine Architecture, Jason Gregory draws on his nearly two decades of experience at Midway, Electronic Arts and Naughty Dog to present both the theory and practice of game engine software development. In this book, the broad range of technologies and techniques used by AAA game studios are each explained in detail, and their roles within a real industrial-strength game engine are illustrated.

New to the Third Edition

This third edition offers the same comprehensive coverage of game engine architecture provided by previous editions, along with updated coverage of:

  • computer and CPU hardware and memory caches,
  • compiler optimizations,
  • C++ language standardization,
  • the IEEE-754 floating-point representation,
  • 2D user interfaces,
  • plus an entirely new chapter on hardware parallelism and concurrent programming.

This book is intended to serve as an introductory text, but it also offers the experienced game programmer a useful perspective on aspects of game development technology with which they may not have deep experience. As always, copious references and citations are provided in this edition, making it an excellent jumping off point for those who wish to dig deeper into any particular aspect of the game development process.

Key Features

  • Covers both the theory and practice of game engine software development
  • Examples are grounded in specific technologies, but discussion extends beyond any particular engine or API.
  • Includes all mathematical background needed.
  • Comprehensive text for beginners and also has content for senior engineers.

Что лучше, самостоятельная разработка игры или командная?

Дерек Есёновски, гейм-дизайнер GARENA Free Fire:

Создание игры самостоятельно потребует целого массива навыков и вещей, которым придётся обучиться, — так вы научитесь очень многому, но это и самый сложный путь. Также стоит осознать: скорее всего, первое, что вы сделаете, будет провалом. Но это нормально, так и должно быть: именно это и помогает учиться.

Стоит отметить, что первые шаги нужно делать самому, ведь как стать разработчиком игр и претендовать на должность, не имея за спиной соответствующего опыта? Если же вы не планируете вливаться в штат, а мечтаете стать разработчиком инди-игры и вести собственный проект, придётся набивать шишки самостоятельно.

Какие языки должен знать разработчик игр?

Дерек Есёновски, гейм-дизайнер GARENA Free Fire:

Если говорить о программировании, есть несколько основных языков. C++ — базовый язык программирования, на котором строятся почти все процессы на стороне сервера, он также может быть использован и в других задачах. Но также задействуется много других языков программирования: C++, Java, HTML5, CSS3, JavaScript, SQL — все они используются для разных целей.Однако ввиду комплексности игр, люди упростили процесс, так что вам не обязательно погружаться во все сложности и нюансы каждого языка программирования (хотя это и полезно). Какой язык вам изучать — зависит от того, каким типом игр вы хотите заниматься и какой движок вы используете. В целом, самые большие игры с наиболее сложным контролем используют C++ в качестве основного языка программирования.

А какие инструменты нужно освоить?

Александр Саваткин, Senior Developer в компании Alawar:

После того, как научитесь делать совсем простые игры, разберитесь в параметрах сборки проекта на разные платформы, помимо Windows. Например, ещё и на Android. В новых версиях Unity с установкой можете сразу же поставить Android SDK и другие необходимые компоненты и модули. Для iOS чуть сложнее — установите соответствующий модуль для Unity. Также понадобится устройство на MacOS, где будете собирать проект в Xcode. Разработка под разные платформы позволяет взглянуть немного шире, выйти за рамки и встретиться с новыми проблемами и сложностями. Так, для мобильных платформ уже нужно учитывать нагрузку на ЦП, пытаться оптимизировать свой код, сцены и ресурсы. Здесь уже часто становится важным иметь понятия о сложности алгоритмов, а также более широкое знание о самих алгоритмах над различными структурами данных.В момент разработки какого-нибудь проекта создайте репозиторий, выложите свой проект, например в GitHub, и научитесь пользоваться системой контроля версий Git. Здесь можно использовать различные удобные вам клиенты (SourceTree, GitHub Desktop и другие). Для начала достаточно освоить основные операции. Попробуйте поработать над проектом с кем-то ещё. Так как работа в команде является неотъемлемой частью процесса разработки, то можно ознакомиться с тем, как процесс взаимодействия происходит в командах, например, почитать, какие гибкие методологии разработки бывают, настройте для себя Kanban-доску и отслеживайте там свои задачи.

Как продвигать и монетизировать проект?

Александр Саваткин, Senior Developer в компании Alawar:

Когда у вас уже есть небольшой опыт, можно задуматься и о том, как же публикуются приложения. Проще всего сделать собственные аккаунты на Google Play или AppStore. Здесь стоит внимательно изучить требования к приложениям, технические детали, а также детально ознакомиться с админкой.В дальнейшем стоит обратить внимание на использование различных SDK. Например, вы захотели добавить монетизацию в вашу игру на GooglePlay или добавить Play Services. Для публикации в Steam вам тоже потребуется столкнуться со Steam SDK. Опыт работы и подключения различных SDK ценится работодателями, тем более, если есть конкретные примеры удачного использования.

Что-то ещё?

Александр Саваткин, Senior Developer в компании Alawar:

В идеале ещё нужно иметь базовые знания по математике, линейной алгебре, геометрии. Работа над более сложными проектами требует большой внимательности, аккуратности. Для работы над сложными системами, для подготовки и реализации архитектуры игры желательно иметь понимание паттернов проектирования, и, опять же, не просто знать теорию, а научиться применять знания в рамках используемого движка. Есть ещё множество различных направлений, где можно углубляться и развиваться — от разработки шейдеров, написания своих модулей и библиотек, до попытки разработки своего простого движка на C++ (используя, например, библиотеку SFML).

В заключение

Перечисленное — лишь вершина айсберга, и чтобы стать разработчиком игр нужен не один год. На пути становления вы столкнётесь с уймой проблем, а лучшим способом их решить станет обращение к геймдев-комьюнити. Вот лишь некоторые из живых форумов и чатов, где можно задать интересующие вопросы:

  • Форум разработчиков игр GameDev.ru
  • Telegram-чат известного подкаста «Как Делают Игры»
  • Telegram-чат, посвящённый разработке на Unity
  • Telegram-чат, посвящённый движку Unreal
  • Популярный англоязычный форум
  • Официальный форум Unity

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *